27 мая стало известно о гибели в зоне СВО жителя Челябинской области Александра Григорьева. В 2016 году он стал фигурантом громкого уголовного дела, застрелив четырех человек, которые напали на его семью. Впоследствии уголовное дело в отношении мужчины было закрыто.
Не было шансов выжить
39-летнего Григорьева мобилизовали осенью 2022 года. Он служил оператором беспилотника (БПЛА) в паре с наводчиком и с начала 2023 года находился в зоне СВО на Украине.
— Вместе с водителем и оператором ехал на уазике на подъезде к передовой. И тут вражеский дрон... Прямое попадание в машину. Шансов ни у кого не было, потому что в машине был боезаряд, — сообщил подробности гибели бывшего подзащитного адвокат Алексей Пешков.
За полтора года службы в зоне СВО Александр Григорьев был удостоен ряда государственных наград за проявленное мужество (ордена Мужества и Георгиевского креста, медали Суворова и Жукова). Он погиб 13 мая, всего через несколько дней после того, как ему вручили медаль «За отвагу».
26 мая Григорьева похоронили в родном селе. Проститься с ним пришли сотни человек.
Адвокат Алексей Пешков, защищавший Григорьева в 2016 году, отметил, что поддерживал с ним дружеские отношения уже после окончания судебного процесса. По его словам, Григорьев был сильным и целеустремленным человеком, востребованным специалистом и любящим отцом. В прошлом он служил моряком-подводником. Затем Григорьев «прошел какие только мог курсы», получил лицензии и работал газоэлектросварщиком и электросварщиком. У Александра Григорьева остались жена, дочь и сын.
История миасского стрелка, прогремевшая на всю страну
В самом начале января 2016 года жизнь Александра Григорьева и его семьи превратилась в кошмар. В их дом ворвались пятеро человек — четверо мужчин и одна женщина — и устроили жестокую расправу.
В ночь с 1 на 2 января 30-летний отец двоих детей находился в своем доме с братом, женой, дочерью и дальней родственницей. Нападение было связано с конфликтом, который произошел ранее между как раз-таки той самой дальней родственницей Григорьева и одной из жительниц соседнего села Курейного. Вломившись в дом, злоумышленники набросились на Александра и его брата Георгия, избивая их ногами и деревянной доской.
Испуганная девятилетняя дочь Григорьева спряталась за диван с такой силой, что позднее оперативники еле смогли оторвать побелевшие пальцы малышки от обивки, супругу Григорьева избили до сотрясения мозга.
Во время драки Александр Григорьев потерял сознание. Придя в себя, он добрался до сейфа, взял охотничье ружье и направился во двор, чтобы защитить брата. В доме Григорьев столкнулся с одним из нападавших, который угрожал ему ножом. Александр выстрелил в него, и злоумышленник повалился на пол.
Выбежав на улицу, он увидел лежащего в крови брата. Григорьев потребовал, чтобы нападавшие остановились, но они не послушали мужчину, а лишь направились в его сторону. Тогда Александр открыл огонь на поражение.
В результате стрельбы четверо нападавших были убиты (в том числе явившаяся в дом без приглашения женщина), еще один ранен в предплечье. После этого Григорьев попросил соседей вызвать полицию.
Первый случай в РФ, когда после массового убийства не последовало тюремного срока
3 января 2016 года Александра Григорьева заключили под стражу по обвинению в убийстве четырех человек. Ему грозило пожизненное лишение свободы. Глава СКР Александр Бастрыкин взял дело под личный контроль. Вскоре Григорьеву изменили меру пресечения на подписку о невыезде, что было сделано по инициативе Бастрыкина.
Следователи провели десятки басслистических экспертиз. Позднее было установлено, что все нападавшие были пьяны, а некоторые еще и находились в состоянии наркотического опьянения. Было доказано, что Григорьев стрелял не в спины, а в лица нападавшим, защищая себя и близких.
Сам Григорьев позже рассказывал, что в тот момент им двигало только одно желание — остановить агрессоров.
— Было какое-то избиение, растерзание, они не выдвигали никаких требований, просто били бесцельно, — делился он воспоминаниями о произошедшем кошмаре. Он также добавлял, что злоумышленники просто не оставили ему выбора: «Или я — их, или они — нас».
В итоге СК сделал вывод, что Григорьев действовал в рамках необходимой самообороны для защиты своей жизни и жизни своих близких. Применение оружия было оправдано и обусловлено предотвращением совершения преступления со стороны ввалившихся в дом преступников. Уголовное дело в отношении Григорьева было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления, что стало первым в истории РФ случаем, когда за массовым убийством не последовало наказания ввиду признания действий самообороной.
Мужчина после случившегося проходил курс реабилитации в психиатрическом стационаре, а после в беседе с журналистами назвал тот трагический случай испытанием «сверху».