Опыт федерального медцентра, где оперируют пациентов со всех уголков России
Телемедицина — глобальный тренд в здравоохранении, и в России он растёт особенно быстро: технологии есть где развернуться. Онлайн-приём врача выбирают и в мегаполисах, где у пациента нет времени на визит в клинику, и в регионах, где мало медцентров и часто нет нужного специалиста. А теперь уже и сами врачи мгновенно обмениваются данными, собирают консилиумы из любой точки мира, оперативно выявляют сложные клинические случаи и строят тактику лечения удалённой командой. Эти технологии бесценны как для небольших частных клиник, так и для федеральных медцентров, где оперируют пациентов целого региона.
Сегодня беседуем с директором по маркетингу ФНКЦ ФМБА России Екатериной Головачук — о том, как устроено онлайн-консультирование в центре высокотехнологичной медпомощи, куда обращаются пациенты со всей России.
Про непростое решение запустить телемедицину
Мысли возникали достаточно давно, вместе с принятием первой итерации закона (ФЗ от 29.07.2017 N 242-ФЗ — прим. ред.). Однако в связи со стабильно высокой загрузкой врачей острой необходимости в интеграции как таковой не было. Всё изменила первая волна коронавируса, когда ФНКЦ был перепрофилирован в ковид-госпиталь, а в Москве объявлен режим самоизоляции. Эти события заставили перестать размышлять и перейти к активным действиям.
Когда ещё не было понятно, с чем конкретно мы столкнулись, чтобы максимально обезопасить персонал, не задействованный в борьбе с вирусом, и пациентов, мы полностью прекратили амбулаторный приём, закрыли диагностические и стационарные отделения, работников при функциональной возможности перевели на удалёнку. Именно из-за перевода части специалистов-медиков в «спящий» режим (в силу возрастных или индивидуальных ограничений) было принято решение в кратчайшие сроки развернуть телемедицину.
Про выбор поставщика
Был составлен шорт-лист основных игроков на рынке решений для телемедицины. В критерии входило много параметров — в частности:
- цена владения (TCO),
- выполнение требований законодательства (интеграция с ECИА, использование ЭЦП и прочих),
- функциональность, необходимая именно для ФНКЦ,
- возможность доработок,
- возможность интеграции,
- гибкость и клиентоориентированность поставщика.
Про интеграцию с самописной МИС центра
Было сложно оценить стоимость и время на реализацию интеграции в короткий срок. Проект был для нас новый — сразу учесть все технические, процессные и правовые нюансы было трудно. Потребовалась интенсивная работа и взаимодействие практически всех подразделений ФНКЦ.
Про выбор врачей в телемед
Изначально набирали всех, кто согласен добровольно. Потом стали отбирать по конкретным не охваченным специализациям. Сейчас в приоритете телемеда — оперирующие хирурги всех специализаций. Особенно активно ведутся консультации пациентов из регионов, на которых сразу обсуждаются возможность и условия госпитализации, а затем и послеоперационный мониторинг.
Про оценку работы врача онлайн
Главный критерий эффективности для нас — конверсия в госпитализацию или последующий очный приём и диагностические исследования в ФНКЦ.
Про пациентов
Основное ядро — те, кто по ряду причин не может физически добраться до клиники. География — вся Россия, включая Москву и область. Причины самые разные: самоизоляция, географическая удалённость, элементарное отсутствие времени доехать.
Про продвижение телемедицины
Сначала делали рекламу через базовые каналы продвижения:
- сайт и SEO-оптимизацию,
- печатную информацию внутри клиники,
- через самих врачей,
- через колл-центр.
Планируем добавить ещё несколько новых активностей:
- таргетированную рекламу с продвижением записи на конкретные специализации,
- рекламу через рекламную сеть Яндекса на часть регионов РФ,
- рассылку по базе пациентов.
Про новые цифровые продукты
Была попытка ввести онлайн-программы реабилитации после коронавируса. К сожалению, результат оказался слабым. Возможно, сами пациенты пока не готовы к такому формату взаимодействия с медициной. Одно дело телеконсультации, другое — проводить занятия удалённо по видеосвязи. Возможно, через время мы вернёмся к этой идее и выйдем с новым онлайн-продуктом.
Про использование телемедицины в маркетинге клиники
В планах расширить число врачей на платформе телемеда, а также оптимизировать время, выделив телемедицинские консультации в отдельное расписание. Скажем, в случае востребованности, расширить часы приёма в вечернее время (после 20:00 — времени работы амбулатории), или, например, увеличить число конкретных специализаций в выходные дни.
Ещё больше живых практик телемедицины в госцентрах-гигантах и малых частных клиниках — в нашем телеграм-канале https://t.me/medtera_telemed