Верх и низ, верхний и нижние миры, мифологическая модель мира одно из основных противопоставлений (наряду с правым и левым, мужским и женский, днём и ночью, добром и злом и т.д.), соотносящиеся с основными элементами (стихиями) мироздания. Нижний земной мир людей противопоставлен небесному миру богов и духов и, уже как верхний мир - преисподней, загробному миру, а также водной стихии, первичному океану, на котором покоится Земля: так, в мифах айнов божества называются камуй ("тот, кто покрывает"), земля - Канна мосири (" верхний мир"), под ней - связанная с водной стихией преисподняя Тэйне покла мосири). Для космогонических мифов характерны мотивы поднятия неба над землёй (Бог леса Тане отрывает отца-небо от матери-Земли в полинезийской мифологии) или земли со дна первичного океана ( см. Сатанаил). Перемещение из верхнего мира в нижний и наоборот составляют основу многочисленных мифологических мотивов: боги (культурные герои) спускаются на Землю по мировому древу (при помощи волшебных животных - коней, птиц - особенно шаманских мифах). Во многих мифологиях мир описывается при посредстве основного мифа: у американских индейцев (и некоторых народов Сибири) - миф о разорители орлиного гнезда, культурном герое, взбирающимся на мировое древо и обретающим культурные блага (огонь) в обмен на жизнь птенцов; у индоевропейских народов - миф о громовержце и его хроническом (змеевидном) противнике (имя которого означает "низ", " основу"), которого тот преследует с неба громом и молнией (см. Индра, Перун). Инверсия свойств верхнего, небесного или земного мира отмечает принадлежность к нижнему, враждебному людям и богам - распространённое представление о загробном мире, в котором мертвецы ходят вверх ногами (также в африканских поверьях перемещаются колдуны); противник демиурга в дуалистических мифах возникает из тени, отражения в воде; оборотень должен перевернуться через голову, чтобы принять человеческий вид. С неба в преисподнюю были низвергнуты, согласно библейской традиции, бесы во главе с Сатаной (таково происхождение и нечистой силы на Земле). Соответственно в эсхатологических мифах демоны и мертвецы преисподней восстают против небес и мира людей (см. Рагнарёк), в день гибели мира вверх и низ меняются местами. Переворачивание отношений верха и низа, связанная с мифологизированными персонажами типа карнавала или масленицы, ритуальное моделирование хаоса, карнавальных (ряженых) образов смерти, злых духов призвано было во время календарных праздников способствовать упрочению космического порядка