После того, как была озвучена мысль о возможной "культурной опричнине" или "специальной культурной операции" в России, мало кто ожидал, что реакция будет настолько быстрой. Пока в сети разгораются споры о том, нужно ли и как отменять "творческих предателей" в России и их произведения, в Сибири уже принимают конкретные меры. Станет ли инцидент с книгой "Вредные советы" исключением или начнется активное очищение русской культуры?
Некоторые либеральные круги расценили события, начавшиеся в Сибири, как "государственный террор" в культурной сфере, сравнивая их с возвращением "опричнины". Однако, если рассмотреть ситуацию ближе, становится понятно, что речь идет лишь о конкретном случае с одной книгой. Тем не менее, этот случай поднимает важный вопрос:
Как следует поступать с творчеством тех представителей русской интеллигенции, которые стали предателями и явными врагами России?на этом фоне разгорелась дискуссия о книге "Вредные советы" знаменитого детского писателя Григория Остера. Прокуратура Каратузского района Красноярского края обнаружила ее в одном из местных книжных магазинов и признала опасной для детей из-за содержащихся в ней описаний жестокости и насилия. В результате книги автора подлежат изъятию и утилизации.
Подобные действия вызвали недоумение в издательстве "АСТ", которое заявило, что все необходимые разрешения были получены, и книга была проштудирована экспертами перед выпуском в тираж. По их мнению, решение о изъятии книги должно приниматься судом, а не прокуратурой.
"Вредные советы" – одно из наиболее известных произведений Григория Остера, популярного детского писателя. Книга написана в форме стихов, которые предназначены для чтения взрослыми детям, чтобы они могли разъяснить смысл и иронию.
Публицист Олег Демидов поделился своим разочарованием в Остере как детском писателе, обнаружив, что он открытый либерал. И сам Остер, проводя публичные встречи в Латвии, признал, что его стихи не смогли воспитать в России "свободное" поколение.
Если вы решили крепко угнать самолёт на Запад...
Однако уже в 1990-х стало ясно, что знаменитые "Вредные советы" Григория Бенционовича из Одессы постепенно изменили свою суть: от остроумного литературно-педагогического трюка к средству выражения его общественно-политических взглядов. Один из таких советов писателя для молодежи выразился в следующем:
Если вы решили твёрдо
Самолёт угнать на Запад,
Но не можете придумать,
Чем пилотов напугать,
Почитайте им отрывки
Из сегодняшней газеты,
И они в страну любую
Вместе с вами улетят.
Какой вывод может сделать молодой любитель поэзии после прочтения этих строк? Очевидный – похожий на призыв взрослых левых или либералов: "Пора уезжать из России!" Ясно, что жизнь в этой стране просто невыносима, и следует использовать все возможные способы для отхода.
Публицист Олег Демидов поделился своим опытом встречи с известным детским писателем:
- Прежде чем искать способ связаться для организации встречи с писателем, я заглянул на его страницу в соцсетях и... ощутил большое разочарование: прекрасный автор детских книг – а вдруг отъявленный либерал. Теперь у взрослых, выросших на его книгах, возникает определённое разочарование: его стихи – чудесные, а он... такой... что делать, не понятно.
Писатель Григорий Остер не только уехал из России после начала СВО, но и начал проводить публичные мероприятия в Латвии, на которых, по типичной схеме сбежавших либералов, стал извиняться за русский народ. В частности, за то, что не смог воспитать в России действительно "свободное" поколение своими стихами:
"Послушные дети намного опаснее: если все дети в каком-то государстве послушные, то из них вырастают послушные взрослые. И это именно то, что произошло в России – в ней выросли послушные взрослые, готовые умирать и убивать, потому что им так велели".
Акунин** и Фандорин – это две разные истории
После всего этого возникает риторический вопрос: что же делать с произведениями Остера и подобных ему в России? Может быть, постановления прокуратуры Каратузского района Красноярского края вполне обоснованы?
Тема слишком обширна, особенно учитывая множество литературных произведений, созданных различными либеральными писателями к настоящему времени. Поэтому мы лишь кратко коснемся этой темы.
Прежде всего, творчество Григория Остера можно сравнить с книгами Бориса Акунина** (Григория Чхартишвили**). В своих политических взглядах, которые Акунин** выразил в интервью с пранкерами Вованом и Лексусом в 2023 году, он занял более резкую позицию "русофобии", чем Остер. Почти до самого конца – Чхартишвили** высказывает мечты о том, чтобы России, занимающей самую большую территорию на Земле, просто не существовало.
Однако запрещать книги Акунина** в России полностью, скорее всего, ошибочно, как и в случае с Остером. Хотя некоторые явно политические моменты, например, из "Вредных советов" Остера, следует удалить, книги Чхартишвили** нужно рассматривать более внимательно. Например, все псевдоисторические исследования Акунина** могут быть исключены из российского оборота.
Однако с Фандориным, главным героем детективных романов Акунин**, нужно поступить иначе, считает политический обозреватель Андрей Перл.
- Ранние книги про Фандорина были патриотическими. Он любил Россию, а его Россия, Российская Империя, была прекрасной. Акунин** адаптировался под своих читателей, которые хотели видеть прекрасную Россию в литературе и проецировали ее в будущее. Фандорина из "Турецкого гамбита" и "Статского советника", из "Смерти Ахиллеса", я бы оставил русским в России.
А что насчет "Иронии судьбы"?
Избыточное желание удалять актеров, высказавших антирусские взгляды после начала СВО, из фильмов начинает принимать странные формы, похожие на "культуру отмены", уже широко распространенную на Западе.
Например, в конце 2017 года Кевина Спейси обвинили в сексуальных домогательствах, и его сцены были вырезаны из фильма "Все деньги мира" в последний момент. Однако в 2023 году он был оправдан по всем обвинениям.
В России также появились идеи удалить из фильма "Ирония судьбы" актрису Барбару Брыльскую из-за ее антирусских заявлений. Некоторые даже предложили заменить ее на молодую "версию" Валентины Талызиной. Однако такой подход вызвал возмущение режиссера, который считает, что это только портит качество фильма. То же самое происходит с актером Анатолием Белым* из "А зори здесь тихие…", чьи высказывания также вызвали обсуждение об удалении его актера из фильма.
Без Улицкой* и Сорокина – еще лучше
Аналогичная ситуация с писателем Дмитрием Глуховским*, автором серии фантастических антиутопических романов "Метро-2033". Его книги, предназначенные для подростково-юношеской аудитории, не вызывают осуждения, так что нет оснований для изъятия франшизы "Метро" из продажи.
Однако есть одна важная деталь: Глуховский*, как и Акунин*, не должен получать авторские отчисления за продажу своих произведений в России, так как он является иноагентом и русофобом.
Самые яростные в своем презрении к России представители старшего либерального поколения, занимающие места в российском книжном мире с 1990-х годов, должны быть исключены из культурной среды. Им следует забыть, что такое "русские деньги".
Так, Владимиру Сорокину* уже не будет разрешено продавать свои романы в России, включая его последний роман "Наследие", который продолжает тему России как территории тьмы и извращений. Людмила Улицкая*, отправляющая деньги в Киев, также должна распрощаться со своими доходами. Однако для русских читателей это не потеря, кроме, возможно, представителей либеральной тусовки, восхищавшихся произведениями Улицкой*, такими как "Казус Кукоцкого".
Ситуация с книгой Григория Остера* "Вредные советы" в Красноярском крае выглядит случайной, но это не просто казус. Это отражение нарастающего запроса на решительные действия в области культуры. Русскому народу не присуща мелочность.
Русские не будут менять фильмы Рязанова из-за присутствия в них Барбары Брыльской и Лии Ахеджаковой. Но народ должен избавиться от откровенно русофобских сочинений и от литературного наследия либеральных паразитов русской культуры. Как именно это будет сделано, нужно обсудить и воплотить в жизнь. Потому что просто сидеть и ничего не делать – это очень вредно, как у Остера*.
* Компания Meta (и её продукты Facebook, Instagram) признана в России экстремистской организацией и запрещена.
** Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) признан Минюстом России физическим лицом, выполняющим функции иноагента; включён Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.
*** Анатолий Белый (Вайсман), Дмитрий Глуховский, Людмила Улицкая включены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.