…«Так называемыми мусорными проблемами не занимались, наверное, 100 лет. То есть никогда, наверное, не занимались»…
Из послания Президента РФ В.В. Путина.
«Общество должно понимать, реформаторы и законодатели разрушая рыночные отношения в области услуг по обращению с отходами, по большому счету, освобождают предпринимательство от ответственности за удаление мусора. Возникает вопрос, готовы ли они сами нести ответственность за результат своих решений. Уменьшит ли деятельность единых операторов в стране число экологически зависимых заболеваний и смертность, будет ли в России поднято на передовой уровень сбережение ресурсов?»
«Здесь вам не Газпром, здесь мечты не сбываются…»
Народный фольклор.
За последние двадцать лет в области обращения с отходами проводится третья реформа. В 1997 году реформаторы с целью развития конкуренции и предпринимательской инициативы ввели в этом сегменте хозяйства рыночные отношения. В 2007 году, не прислушиваясь к протестам предпринимательского сообщества, отменили лицензирование транспортирования отходов, доведя либерализацией состояние рынка до абсурда. И, вот, сейчас решили ликвидировать рынок вводом единых операторов. Круг замкнулся, реформаторы те же, а реформы прямо противоположные. Организационная платформа обращения с отходами монополизирована Федеральным законом; экономическая платформа монополизирована контролем тарифов и не желанием допустить предпринимательство к средствам платежа за утилизацию отходов товаров. Чуть что – уголовное преследование. Отечественной технологической платформы: специализированных баков, площадок, автомобилей, сортировок, оборудования для участков подготовки сырья нет. Гарантий предпринимательской деятельности нет. Любого оператора можно выкинуть за две жалобы с площадки для сбора мусора. Риск столь велик, что десять раз подумаешь, прежде чем вложишь рубль в такое дело. А вкладывать надо, потому что все изношено, потенциал, накопленный в прежние времена, истрачен. О резервировании мощностей и не вспоминают, хотя от природной стихии страховки нет.
Причина стагнации не только в решениях реформаторов и законодателей. Наше предпринимательство, в большинстве своем, не смогло подняться над стратегией «свечного заводика». За двадцать пять лет в России на площадках для сбора мусора менялись, в лучшем случае, заборчики. Средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, повышение производительности труда, PR, HR выделяли единицы. Бизнес спокойно наблюдал, как рухнула отрасль производства средств производства, как недобросовестные коллеги все столбы заклеили предложениями «Вывезу мусор за наличные». Мало кто нашел в себе силы поддержать общественные инициативы, не говоря о разработке серьезных инвестиционных программ. Никто не протестовал против разрушения базовых транспортных предприятий и иных объектов инфраструктуры, отсутствия внятной градостроительной политики, делегирования на управление отставных служак или их эффективных отпрысков, которые ничего не смыслят в производстве, исчерпания мощностей полигонов, затратных и заведомо бесперспективных экспериментов с «раздельным сбором», которые продолжают по сей день, и прочее. Ситуацию можно определить меткой фразой классика: «Верхи не могут, низы не хотят». Вот, свободу предпринимательства и ограничили. Может так и надо. Цикл «бак – мусоровоз – полигон» не имеет перспективы.
Общество должно понимать, реформаторы и законодатели разрушая рыночные отношения в области услуг по обращению с отходами, по большому счету, освобождают предпринимательство от ответственности за удаление мусора. Возникает вопрос, готовы ли они сами нести ответственность за результат своих решений. Уменьшит ли деятельность единых операторов в стране число экологически зависимых заболеваний и смертность, будет ли в России поднято на передовой уровень сбережение ресурсов? Поэтому, будь моя воля, я бы на первой странице разместил фотографии инициаторов «реформы». Страна должна знать своих героев. Население перестало оплачивать вывоз мусора потому, что видит хищнический передел рынка в интересах олигархии и за его счет, слабо прикрытый фиговым листочком необходимости утилизации отходов. Все это уже было с российской экономикой после революции во времена НЭПа. Тогда также создавались синдикаты и тресты. Тресты работали, а синдикаты собирали деньги, как ныне операторы и региональные операторы. Далее синдикаты делились с верхушкой, а трестам почти ничего не доставалась. Рабочие взбунтовать, понося советскую власть. Катастрофа приближалась, вот НЭП и прихлопнули. Теперь так же приближается глобальная катастрофа. Если жители вообще перестанут платить, жилищная система - основа жизнеобеспечения общества, рухнет. Момент выбран идеально, перед осенними выборами закручивать гайки опасно, не закручивать, тоже. Не следует играть с мусором, «...здесь Вам не Газпром, здесь мечты не сбываются».
Что представляют из себя многие из вновь созданных региональных операторов. Это предприятия с набором морально устаревшей и физически изношенной техники, резервов мощности нет, денег нет, кадров нет, опыта интеграции нет, примерной системы контроля нет, отечественного оборудования и специализированных автомобилей нет, тарифы уже начали зажимать, социальных ожиданий тьма, общественность возбуждена, угроз деятельности тьма, и, куда ни глянь, надзорные органы с фискальными функциями. И, это в лучшем случае, в худшем, у оператора вообще ничего нет кроме возможности собрать деньги и соблазна, сбежать с ними за рубеж, оставив подрядчиков на растерзание налоговым органам. Скоро мы это увидим. Сверху доносится, типа, «мы вам построим перерабатывающий завод за два миллиарда евро мощностью сто тысяч тонн в год, за два года он окупится...», смех и слезы, хочется добавить - если тарифы повысить в сто раз или промышленников сборами на утилизацию обобрать до нитки. Кто деньги-то возвращать будет? Местные чиновники давят, закрывай свои сортировки, из Москвы деньги придут на новые. На сайтах и в СМИ большинства крупных городов по поводу мусора кошмар и только в федеральных новостных лентах и на парадных форумах картина маслом. Очевидно, если региональных операторов оставить один на один с проблемами, добром не кончится.
Реформе необходим локомотив. Надо в этом сегменте хозяйства повысить производительность труда в два - три раза. Это реальный выход. Это вполне возможно в рамках вертикальной интеграции. Но, региональные операторы, только что созданы и не обладают опытом работы в условиях вертикальной интеграции. К тому же одновременно их пытаются заставить строить экотехнопарки - горизонтально-интегрированные структуры с непонятной начинкой. Регионы, как водится, инициативу сверху горячо поддержали, и, в едином порыве отрапортовали о готовности построить их сотни. Одно не понятно, вернее, все не понятно: экономика, организация, технологии, тарифы. Мы попытались найти выход из тупика на конференции «Передовой опыт Санкт-Петербурга по сбору, вывозу, обработке и утилизации отходов», которая прошла конце марта в рамках выставки «Экология большого города». Участниками стали депутаты и представители законодательных собраний Санкт-Петербурга, Московской области, органов исполнительной власти регионов РФ, профильного научно-технического совета Минпромторга, Общественной палаты России, эксперты Госсовета РФ, ряд руководителей региональных операторов, научные работники, специалисты, представители общественности, студенты. Организовали мероприятие Санкт-Петербургский НИИ техногенных ресурсов и подкомитет по отходам и ресурсосбережению СПП СПБ при поддержке Минпромторга, комиссии по природопользованию ЗАКС СПБ, ряда региональных министерств и ассоциаций. Изначально приняли решение, среди выступающих не будет депутатов, чиновников и представителей надзорных органов, а будут лучшие специалисты в области организации, экономики, технологии, потом, по возможности, все покажем желающим на реальном производстве. В результате подобных мероприятий двух прошлых лет заключены и исполняются контракты на сотни миллионов рублей. Некоторые объекты уже введены в строй. У нас было что показать и предложить и в этот раз.
Участников познакомили с накопленным в городе уникальным и крайне необходимым для России опытом. В Санкт-Петербурге более 20 лет действует единственный в стране вертикально-интегрированный комплекс, созданный коллективом предприятия, с опытом работы, превышающим 84 года. Это предприятие с иными производственными структурами в 1993-97 годах обеспечило прорыв к новым технологиям, что резко уменьшило издержки, связанные со сбором и вывозом мусора, в 2-3 раза повысило производительность труда, за счет организации перегрузов и выпуска линейки новых машин и механизмов, за что, в последствии, коллективу была присуждена государственная премия. Далее предприятие впервые в России внедрило машины, обеспечивающие фронтальную погрузку отходов. Здесь в 2000 году впервые был построен новейший полигон с цифровой системой контроля трафика отходов, мусороперерабатывающим комплексом, дегазатором-электростанцией на свалочном газе. Электростанция поставляет электроэнергию в региональную сеть по зеленому тарифу. Далее, в 1999-2002 годах, был создан вертикально-интегрированный комплекс, охватывавший все функции обращения с отходами, в рамках которого, за счет кумулятивного эффекта, издержки уменьшены по всей цепочке обращения с отходами. Это дало возможность при низких тарифах в 2011 году впервые в стране построить и ввести в действие автоматизированный мусороперерабатывающий комплекс, позволяющий, посредством механической обработки ТКО, обогащать основные сырьевые потоки. Далее были организованы производственные участки для утилизации сырьевых потоков и, также, впервые в России, получены несколько видов альтернативного топлива, техногенных грунтов, вторичного сырья и товарной продукции. Здесь впервые в России стали поставлять РДФ на цементные заводы, совместно с промышленными партнерами из нашего города, построены новейшая котельная использующая «зеленое» топливо и модульные теплоэлектрогенераторы на РДФ. Проводится большая работа с промышленниками по замещению импортного оборудования и комплектующих, так как коллективу удалось сохранить конструкторскую документацию конструкторского бюро Управления «Спецтранс» за полвека деятельности и часть библиотеки Академии коммунального хозяйства. К сожалению, промышленные предприятия Санкт-Петербурга еще в полной мере не осознали возможности и потребности нового рынка оборудования, он перспективен. Почти все разработки идут в серию. Параллельно проводилась работа по цифровизации управления основными производственными процессами на базе новейшей разработки в области экономики и организации труда. В перспективе, это дает возможность создать первую в России полноценную корпорацию, все подразделения и работники которой, без исключения, от генерального директора до уборщицы, заинтересованы в увеличении производства добавленной стоимости компанией с цифровым автоматизированным учетом конечного вклада каждого работника в конечный продукт. Даже качество работы будут контролировать и рассчитывать автоматически цифровыми методами. В странах западе такое пока делать не умеют.
Это и есть база для создания современного межрегионального, межотраслевого, международного экологического технопарка потому что, созданные нами, новые организационная, экономическая и технологическая платформы позволят объединить преимущества уже существующей вертикальной интеграции с преимуществами горизонтальной интеграции в рамках технологического парка и вновь, резко, в 2-3 раза, повысить производительность труда. Именно новая организационно-экономическая платформа обеспечит управляемость и экономическую состоятельность системе. Использование такого опыта, стимулирование расшивки узких мест системы позволят перевести отрасль на новый технологический уклад, спасти «российскую мусорную реформу», стране обрести лидирующие позиции в области ресурсосбережения, существенно «оздоровит» природную среду, стабилизирует или даже уменьшит тарифы на услугу для населения. Мы знаем как регионам с небольшими затратами и в окупаемом режиме досрочно достигнуть уровня утилизации отходов установленного Национальным проектом «Экология». Как обеспечить достойную динамику показателя (масса утилизации отходов, в тоннах, к массе накопления ТКО, в тоннах) за уровень которого с этого года руководители регионов будут отчитываться перед Президентом Российской Федерации. Знаем и многое большее, и готовы к сотрудничеству.
Основноепредложение организаторы конференции приготовили для своих коллег, операторов по обращению с отходами, руководителей полигонов и мусорообрабатывающих комплексов, потому что сейчас главная проблема - нехватка кадров, отсутствие возможности быстро повысить квалификацию работников на краткосрочных курсах, в условиях действующего производства, отсутствие опыта использования преимуществ вертикальной и горизонтальной интеграции, навыков современной организации работ. Учебных заведений тьма, но они, как правило, не связаны с реальным производством и накопленным там уникальным передовым опытом. Участники конференции одобрили идею создать на условиях государственно-частного партнерства учебно-методический, научно-исследовательский, аналитическо-внедренческий центр на базе объединения «Спецтранс», обладающего двадцатилетним опытом работы в условиях вертикальной-интеграции. Центр привлечет к разработке и исполнению учебных программ, накоплению, обработке и научному анализу данных ведущие Санкт-Петербургские научные и учебные учреждения.
Основные целевые группы, заинтересованные в реализации предложения руководители и специалисты: операторов по обращению с отходами; органов законодательной и исполнительной власти; предприятий, производящих машины и оборудование для обращения с отходами; научных и учебных учреждений.
Ресурсы, имеющиеся у инициатора для участия в реализации предложения:
- мощная производственная база, обеспечивающая все функции обращения с отходами и ресурсами;
- большой (2000 чел.), стабильный, высококвалифицированный коллектив с опытом работы в 84 года;
- двадцатилетний опыт использования преимуществ вертикальной интеграции;
- позиция лидера России по многим направлениям технологического и экономического строительства;
- государственное признание заслуг коллектива (две государственные премии за достижения в науке и технике);
- опыт повышения производительности труда в 2-3 раза и видение как это повторить в новых условиях;
- наличие разработок в области новой технологической и экономической платформ индустриального ресурсосбережения.
Форсированная разработка учебных программ, подготовка и осуществление образовательного процесса, создание элементной базы для цифровизациии производственных процессов, организация и методическое сопровождение обучения, создание системы накопления, обработки и анализа производственных и научных данных сопряжены с затратами. Если не принять меры, столь необходимый России опыт может быть в ближайшее время утрачен. Потом его придется восстанавливать долгие годы, на что потребуется не измеримо большие средства. Мы надеемся на поддержку инициативы Министерством природных ресурсов и внесение этого мероприятия в Национальный проект «Экология». Ожидаемые результаты и значимость: повышение квалификации и распространение опыта действующего передового предприятия обеспечит безусловное исполнение задач национальных проектов «Экология» и «Производительность труда», принесет успех реформе обращения с отходами, разовьет ресурсосбережение на базе современных индустриальных технологий. Плодов реформы можно не дождаться без системы подготовки кадров на реальном деле.