Льдина размером c областной центр оторвалась 24 мая 2024 года в Антарктиде. С грохотом и треском она сепарировалась от прародителя – шельфового ледника Бранта, и отправилась по своим делам в море Уэдделла. И получила собственное имя – А-83.
Этот уголок Антарктиды известен как главный поставщик громадных айсбергов. Берега моря Уэддела покрыты ледниками, спадающими в море. А ледник является не далеко не самой стабильной в мире вещью. Шельфовый ледник, язык которого выходит в море, – вдвойне. Его подтачивает не только собственная вода от таяния, но и течение снизу.
Вы пугаете Грету
Здесь постоянно что-то откалывается. Только от ледника Бранта, от которого на днях откололся кусок площадью 380 кв. км (с Улан-Удэ или Хабаровск), уже отламывались крупные айсберги в 2021 и 2023 году.
Причем это далеко не всегда проделки исключительно глобального потепления, о котором сегодня говорят из каждого утюга и винят в колорадском жуке на картофельных посадках. А, так сказать, естественный путь шельфового ледника, который постоянно находится в движении. Айсберги откалывались и будут откалываться, пока есть шельфовые ледники. Как часто и в каком размере – уже другой вопрос.
Брант начал чудить еще с 2012 года. Когда трещины в леднике, в стабильном состоянии являющиеся нормальным элементом конструкции, вдруг начали расширяться.
Некоторые из них превратились в настоящие пропасти и даже удостоились чести получить собственные имена – как Хэллоуинская трещина (год активизации – 2016) и «Пропасть 1» (2015). Последняя к 2022 году вообще успела пройти весь ледник Бранта.
Всё говорило об одном: если есть увеличивающиеся трещины – значит, скоро произойдет и откалывание айсбергов. Этот, единственно верный логический вывод, даже заставил в 2017 британцев благоразумно перенести исследовательскую станцию «Хэйли» с внешней, «морской части» ледника в более устойчивое место, чтобы станция со всеми учеными и оборудованием в один прекрасный момент не отправилась в дрейф.
Это было очень предусмотрительно, потому что в 2021 и 2023 годах от ледника Брандта откалывается 2 крупных куска.
- 2021 год – образование айсберга А-74 площадью 1270 кв. км.
- 2023 – откол А-81. Это было 1 550 кв. км отборного арктического льда.
Были у них и не менее грандиозные предшественники. Благодаря их опыту мы можем проследить, какая судьба ждет огромные айсберги в Антарктике и окрестностях.
Жизнь айсбергов более разнообразна, чем кажется
Самый простой и благоприятный вариант – айсберг не выходит за пределы моря Уэдделла и навсегда остается в родной обители, его породившей. Так случилось с А-74, появившимся 26 февраля 2021 года.
Я всегда говорю, что Планета – интеллектуальная система, которая прекрасно умеет регулировать саму себя. Хотя нам кажется, что это сплошной хаос.
В море Уэдделла существует своеобразная система защиты – круговорот Уэдделла. Вода бесконечно циркулирует по кругу, зажатая рельефом дна и самой Антарктидой. Айсберги, попав во влияние морского водоворота, могут никогда из него не вырваться и оставаться здесь. Постепенно тая, раскалываясь и теряя куски от ударов о поднятия морского дна. А другие и вовсе практически стоят на месте, из-за того, что морское круговое течение отталкивает обратно к берегу.
Но есть нюанс. Ученые с опаской смотрели на А-74. Есть вероятность, что айсберг налетит на шельфовый ледник и отколет от него следующий. Учитывая, что те испещрены трещинами и пропастями шириной около 150 м, эффект может получиться потрясающий!
Но большого «ба-ба-думс!’»а не случилось. А-74 чуть-чуть отплыл в феврале и встал на месте на полгода. Только в августе сильный ветер заставил его двигаться. Ученые со вспотевшими ладонями подсчитывали траекторию: айсберг шел прямиком на шельфовый ледник! Но – вот чудо! – А-74 ювелирно обошел препятствие и только слегка, по касательной, задел ледник под водой. В 2022 случилось закономерное: айсберг распался на 2 части. Они так и остаются в море Уэдделла, как и следующий А-81.
Еще больше опасений было связано с айсбергом А-68. Эта ледяная махина площадью в 2 Москвы (5800 кв. км) откололась от другого ледника – Ларсен C, но в всё в том же море Уэдделла в 2017 году.
Изначально у А-68 были серьезные намерения. Он уверенно дрейфовал на север. Да так, что умудрился выйти в открытые воды.
Тревожные ученые забеспокоились: айсберг может сесть на мель около субантарктических островов Новая Георгия (Джорджия) и Южные Сандвичевы. Исторические сведения показывали, что такое уже случалось, но не в столь грандиозном масштабе. Не то, чтобы это повлияет на жизнь пары-пятерки десятков ученых, живущих там на станции. Но местная фауна была бы «в восторге».
Однако как и в случае с А-74, невидимая рука отвела угрозу. Айсберг с 2 Москвы не дошел до Новой Георгии всего 50 км (!) и начал раскалываться на множество мелких элементов в середине декабря 2020 г. Предполагают, что этот процесс запустило то самое столкновение с морским дном. Просто льдина не села на мель, а от удара стала разваливаться. В 2021 году его осколки перестали отслеживать, потому что те стали слишком маленькие, чтобы представлять интерес для науки.
Кстати, самый большой и старейший айсберг А-23, отколовшийся от ледника Фильхнера в том же самом море Уэддела в 1986 году, частично здравствует до сих пор. Один их крупных обломков – площадью 3800 кв. км, что мы измерим в 2 Санкт-Петербурга – 30 лет сидел на мели посреди моря Уэдделла, пока в 2011 году не сорвался с места. Сначала А-23А меланхолично плыл к центру моря, но в 2022 году резко припустился и сбежал в открытые воды океана в 2023.
Жизнь айсбергов полна неожиданных поворотов: хочешь – сиди на мели, хочешь – крутись на месте, пинаемый морскими течениями. Или срывайся с места и выходи за пределы обители. Главное – успеть определиться, пока не распадешься на множество мелких айсбергочков.