Найти тему
Балетный маньяк

БАЛЕТНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ И СОБЫТИЯ ИЮНЯ

Итак – завтра календарное лето, первый месяц которого выдастся жарким на балетные премьеры: в 9 театрах дадут 11 спектаклей. По большей части – одноактники, но есть и большие спектакли, а более всего радует то, что много новых постановок. Хотя и без очередных редакций не обошлось... Кроме этого, несколько учебных заведений дадут отчётные концерты, случатся гала-концерты по разным поводам и пройдёт два фестиваля.

Начнёт же июнь премьера в Екатеринбургском театре «Щелкунчик», где представят свою редакцию «Петрушки». Спектакль ставят хореографы Пётр Базарон и Сабина Алиева, которые к Стравинскому добавили пролог от Черепнина, увеличив продолжительность спектакля до 45 минут. По анонсу сложно сказать, насколько авторы придерживались канонической версии, ясно лишь что: «Действие происходит в коробке с игрушками. Пока с куклами не играют дети, они живут собственной жизнью — и очень похожи на своих хозяев». Идти премьера будет семь дней подряд с 1 числа.

-2

На первый день лета стоит премьера и в Самарском ТОБе, где представят программу о двух спектаклях: «Праздничный вечер» и «Два голубя». Оба ставит Бурлака, знатный специалист по выбиванию нафталина, а первый был поставлен в Гран-опера Лео Стаатсом в 1925 для Ольги Спесивцевой. Для постановки взяли музыку Делиба из другого балета – «Ручей», и балет пользовался немалым успехом – к 1962 году выдержал более 300 представлений!

«Два голубя» ещё более ранняя постановка – конец XIX века и тоже из Франции. На музыку Андре Мессаже, а в основе сюжета – басня. Хореографы Луи Меранту и Анри Ренье взяли одноимённую, в русском переводе, Лафонтена, и там про цыганский табор – уже привлекательно. Примечательно, что в 1961 году, Фредерик Аштон показал свою версию балета «Два голубя», которая стала классикой английского хореографического театра.

-3

А ещё 1 июня отчитается Московское хореографическое училище при театре «Гжель», которое на сцене материнского театра представит концерт студентов отделения народно-сценического танца. Программы на сайте нет, но можно не сомневаться, что там будет – зажигательный нархар, коим и театр, и школа заслуженно славятся.

-4

5 числа в Михайловском театре пройдёт культурная программа XXVII Петербургского Международного экономического форума – гала-концерт звёзд оперы и балета. И меня впечатлила вот эта фраза в анонсе: «Среди хедлайнеров вечера…» – вот теперь как надо именовать Захарову, Васильева и иже с ними…

-5

На следующий день в Улан-Удэ выступят ученики Бурятского республиканского хореографического колледжа с программой «Единство музыки и танца» – название неплохое. В первом акте покажут «Оживлённый сад», а второй отдадут номерам из балетов классического наследия, плюс обещают нархар и что-то современное.

-6

В тот же день начнётся марафон для АРБ – 6, 9 и 14 они выступят на сцене Мариинки, а затем отправятся в Москву, где станцуют в Кремле 19 и 20 июня. Пять концертов за две недели – это весьма плотный график, тем более программа у концертов неслабая, трёхактная:

1. «Розарий» из «Пробуждения Флоры» / Венгерская рапсодия / pas d’action из «Наяда и рыбак»

2. «Танцы на свадьбе» Максима Севагина

3. Третий акт «Спящей красавицы»

Сомневаться, что это будет круто не приходится, хотя второй акт воодушевления не вызывает – видел уже в Зарядье и не впечатлило…

-7

На 7 июня стоит премьера в Нижегородском театре, приуроченная к юбилею нашего всего в литературе – «Пиковая дама». Но не на музыку того же уровня фигуры, как в Большом – Петра Ильича, а нашего современника Юрия Карсавина, уже имеющего балетный опыт. Болдино, где написана «Пиковая дама», как раз в Нижегородской губернии, а театр носит имя Пушкина, так что подоплёка у постановки логичная. Ставит Максим Петров, который и соавтор сценария, да и остальные члены постановочной группы внушают уважение, так что можно ожидать отменный результат – надеюсь привезут как-нибудь в Москву…

-8

Вообще этот день максимально богат на премьеры – ещё одна случится в Челябинском ГАТОБе, где представят балет «Мата Хари». Двухактник ставит Надежда Калинина, она же написала либретто, а музыку подобрали от разных композиторов: Массне, Пьяццолла, Сен-Санс, Штраус. Постановка биографична и «отражает все перипетии судьбы прославленной женщины». А сценография оригинальна: «сцена театра превратится в шикарный ресторан, который будет трансформироваться по ходу спектакля. Центральное место займет статуя Шивы – бога, олицетворяющего как созидательную, так и разрушительную силу». Любопытно…

-9

Премьера пройдёт в рамках открывающегося в этот же день «XV Международного фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой» и повторится на следующий день. Затем, 10 и 11 июня, программу фестиваля продолжит Башкирский театр, который покажет балет «Барышня-крестьянка». А 14 и 15 выступит Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета с балетом «Тысяча и одна ночь».

Но на этом премьеры на 7 июня не закончатся – ещё одна пройдёт в Якутске в рамках гала-концерта «Стерх»: «Сияющий камень». Увы, это вся информация доступная на сайте…

-10

Продолжаем с этим самым балетным днём месяца и переносимся в Сыктывкар, где Андрей Меркурьев подведёт итоги 66 сезона театра республики Коми вечером под названием «Балет Gala». Первое отделение программы отдадут нарезке из «Корсара», а во втором – исключительно номера авторства самого Андрея, который и сам выйдет на сцену. Хотел написать «тряхнуть стариной», но это не про него…

-11

А ещё 7 июня в КЦ ЗИЛ пройдёт вечер современной хореографии под названием «Завод танца» и это прямая отсылка к названию площадки. Хореографы Дарья Сергиенко и Семён Шалаев вдохновились конструктивистским зданием КЦ, а представлены будут: «номера современной хореографии разных направлений, но объединит их одна история: как из разных деталей рождается одно целое». И это именно то, что делают на заводе!

-12

На 8 июня поставлена премьера в Урал Опера Балет и это будут два одноактника – «Птицы» и «Графит». Про первый в анонсе немного, ясно только что ставит его Игорь Булыцын, который в нём и танцует. Как хореограф он – начинающий, зато автор второй постановки мастит – Антон Пимонов. Правда вторая премьера получается местного значения – «Графит» прошёл в апреле в «ГЭС-2». И на сайте про него написано развёрнутее, хотя из большого количества умных слов чёткого представления о спектакле у меня так и не сложилось…

-13

10 числа в Краснодарском музыкальном театре пройдёт концерт хореографического училища, созданного при театре в 1992 году. Пройдёт, как обещано в анонсе, в сопровождении оркестра, а про программу так написано: «тщательно подобранные фрагменты лучших балетных спектаклей классического наследия, оригинальные постановки современной хореографии и искрометные миниатюры народных танцев».

-14

Екатеринбургский «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова» представит свою премьеру 13 июня с названием многообещающим – «Завтра будет рай». Хотелось бы… Формат заявлен как «данс-спектакль», а о чём это вот как рассказано: «это история, полная метафор, своеобразная притча о мечте, которая живёт в каждом из нас». Метафорично…

-15

Ещё в этот день в «Русском балете» Гордеева пройдёт показ авторских работ молодых хореографов – дипломные спектакли выпускников балетмейстерского факультета ГИТИСа. Покажут 3 работы: «Гоголь. Души», «Русалочка» и «Искушение», а общей для всех крышей является экспериментально-просветительский проект «Русский балет. Творческая мастерская».

-16

Два дня, 14 и 15, в «Новой опере» будет идти премьера от «Балет Москва» – «Свадебка», уже третья интерпретация этого балета для театра. В этот раз за неё взялся Павел Глухов, который, как явствует из анонса, расширил драматургические границы первоисточника: «автор насыщает сюжет подробностями, персонажей – характеристиками, хореографию – психологизмом». Дабы было где развернуться партитуру дополнили прологом и эпилогом, в итоге: «Свадебка» остается центральным эпизодом, дополненным прошлым и будущим». Посмотрим, посмотрим…

-17

15 числа пройдёт «премьера» в Мариинке, а кавычки здесь проставлены так как это, по сути, перенос из Ростовского театра. Именно там в ноябре прошлого года в первый раз показали «Концертные танцы» на Стравинского, авторства Александра Сергеева. И это, на мой взгляд, как-то не круто для Мариинского театра, при всём моём уважении к Сергееву…

-18

С 16 по 21 в Музыкальном театре Карелии в четвертый раз пройдёт «Международный фестиваль современной хореографии Nord Dance». В программе 8 спектаклей от разных коллективов, а откроет его недавняя премьера театра – «Вертикаль». Кроме независимых танцовщиков участие принимают два известных в современном танце коллектива – Челябинский театр современного танца и Каннон-данс из Питера.

-19

Ещё один значительный игрок на этом поле – Пермский театр «Балет Евгения Панфилова», представит свою премьеру 19 июня. Название звучное – «Одинокий волк», ставит его Павел Васькин, а идея с названием перекликается: «Кто ты? Для чего ты? Как преодолеть пустоту и безликость мира? Но вместо ответов ты видишь размытый образ своего альтер-эго. Это твой личный многоликий зверь, данный тебе вселенной». Но вот будут ли даны ответы – из анонса до конца непонятно…

-20

А ещё 19 числа Екатеринбургский театр станет чествовать своего бывшего Худрука (2011-2023) Вячеслава Самодурова, которому ровно за месяц до этого стукнул полтос. Название вечеру дали самое что ни на есть говорящее: «Самодуров-гала», а в программе две его работы – первая и последняя на должности руководителя. Между же ними творения местных хореографов, им воспитанных. Приятно такое отношение к «бывшему», тем более Вячеслав более чем заслуживает гала в свою честь – достижения вполне очевидны!

-21

Три дня, с 21 по 23, будет идти премьерный блок в Астраханском театре, а давать станут «Анну Каренину». Впрочем, полноценной премьерой называть эту «Анну» не стоит – в 2019 году хореограф постановки Вера Арбузова поставила этот спектакль в Челябинске, но, наверняка, без изменений не обойдётся. Музыка сборная: Монтеверди, Моцарт, Лист, Рахманинов, Респиги, Бриттен, Левашкевич, а стиль заявлен как неоклассика.

-22

А 21 случится и ещё одна премьера – в Уфе, где в программе два одноактника «Моцарт и Сальери» и «Молчание сирен». Откуда сюжет первого – предельно ясно, а в партитуре произведения их обоих. Ставит классиков Константин Матулевский, обозначенный и как автор либретто – хореограф именит, так что можно ожидать достойного воплощения Пушкина, хотя он и выходит за рамки: «…появятся новые участники истории и места действия. Спектакль наполнят ирония и юмор, так присущие Пушкину и Моцарту; они добавят жанру трагедии комедийные интонации».

У второго спектакля есть режиссёр-хореограф – Вита Мулюкина, а ещё и танц-драматург – Игорь Олейников. Поставлен на сборную музыку Бибера, Генделя, Витали и Рамо, называется же «Молчание сирен». В эпиграф анонса вынесена цитата Кафки, как раз про молчание этих самых сирен, но, вообще-то, это про Русалочку, вынужденную смиряться с несовершенством надводного мира, то есть нашего. В анонсе и кроме Кафки много поставлено вопросов о смысле бытия, один из которых звучит так: «Действительно ли благополучие обусловлено высокой степенью водонепроницаемости?». И, действительно, так ли это..?

-23

23 июня в Уфе дадут довольно необычный спектакль – «Волшебство истории танца», призванный познакомить зрителя с историей этого вида искусства. Довольно амбициозно, тем более организаторы решили пойти от самых истоков: «От первобытных плясок древних племен до современных уличных танцев, где каждое знакомство с новым стилем становится ярким и запоминающимся зрелищем». Интересно было бы посмотреть…

-24

25 и 26 июня в Большом пройдёт 32 по счёту «Бенуа де ла данс», жюри которого возглавляет хедлайнер Светлана Захарова. В первый день объявят и наградят победителей, которые затем дадут гала-концерт. Во второй же день выступят лауреаты прошлых лет, но программы на момент написания на сайте ещё не имелось.

-25

Ну а закроет месяц 28 и 29 числа гала-концерты в Саратове под громким названием «Шедевры балетной классики». Правда, это вся информация – кто и что таят, интриганы…

-26

#балет #танцы #искусство #культура #театр и балет