В этом уверена Анна Драгина. В свои 28 лет она работает в головном офисе L’Oreal в Париже менеджером по устойчивому развитию. Девушка передвигается на инвалидной коляске с 11 лет. Она окончила топовый вуз России и программу MBA во Франции. О своей профессии Анна уже рассказывала в нашем блоге. А теперь объясняет, как через крупный бренд можно менять общество к лучшему, делится впечатлениями от работы и жизни в Париже и лайфхаками для тех, кто еще сомневается в том, что человек в инвалидной коляске может путешествовать.
Аня, ты говорила, что мечтаешь стать послом доброй воли в ООН, чтобы менять общество, а теперь работаешь в головном офисе L’Oreal и занимаешься проектами в области устойчивого развития. Ты отказалась от мечты или все же меняешь общество?
Тогда я очень сильно верила в то, что у ООН есть мощные механизмы для влияния на общество, а потом поняла, что это не так. Мне кажется, что через корпорацию тоже можно неплохо влиять — есть известный всему миру бренд и большой бюджет, чтобы разные полезные инициативы запускать. Я не отказалась от мечты, просто меняю общество, используя другие инструменты.
Разочаровалась в ООН?
Для меня ООН — чересчур политическая структура, которая может оказывать непрямое воздействие на общество. Хотелось бы чего-то ближе к реальности, ближе к людям.
Мне кажется, у нашей компании больше способов влиять: наши продукты уже у потребителя. Все пользуются шампунем, и мы можем что-то делать с ним, чтобы через него менять окружающий мир в лучшую сторону, например обучать потребителя осознанному потреблению. Благодаря любви потребителя к бренду запускать социальные инициативы и говорить о каких-то проблемах легче и эффективнее — не нужно через третьи пути заходить. У нас есть аудитория, на которую мы можем влиять, главное, убедиться, что наше влияние хорошее, что мы сможем его оказать.
В чем заключается твоя работа? Что делает менеджер по устойчивому развитию?
Менеджер по устойчивому развитию стремится сделать продукцию бренда более экологичной и пытается воздействовать на общество, устранить какие-то социальные несправедливости.
Лично я отвечаю за разработку продукта и запуск стратегии. У меня уже выстроен план на ближайшие три года. Я знаю, что будет меняться, какие процессы я запустила ради того, чтобы через год или два менялись ингредиенты в формуле продукта, запускались новые продукты, менялась упаковка. Я смотрю на все, что связано с нашим производством: как оно налажено, где и что нужно устранить, чтобы оно было лучше, ингредиенты стали биоразлагаемыми, упаковка — перерабатываемой, мы меньше тратили воды и использовали меньше пластика. Также я смотрю, помогаем ли мы людям, трудоустраиваем ли соискателей из неблагополучных семей. У нас есть инициативы по обучению. Всем этим я и занимаюсь.
Какой твой самый интересный проект за последнее время?
Проект во время COVID-19, когда все ушли в локдаун. Тогда мы полностью переоборудовали линию на заводе в Калужской области под производство санитайзеров, которые мы вообще не продавали. Они шли исключительно на нужды Министерства здравоохранения Калужской области: на больницы, детские дома и дома престарелых. Это был очень крупный проект, с большими инвестициями, и, хотя прибыль была нулевой, мне удалось убедить менеджмент в том, что помогать нужно и важно.
Были ли среди твоих проектов инициативы, связанные с инклюзией?
Я помогала трудоустраивать людей с инвалидностью в нашу компанию, проводила там разные мероприятия. Например, в рамках проекта «Путь к карьере» мы проводили мастер-классы от наших профессионалов, готовили их к финалу, бесплатно делали прически, макияж.
Есть ли в L’Oreal для тебя, как для человека с инвалидностью, какие-то особые условия? Например, сокращенная рабочая неделя, как в России.
Все согласно законодательству: два дополнительных дня отпуска и доступная среда. Но самое главное — уважение и отношение к тебе как к такому же человеку. Не могу сказать, что мне нужно больше. Разве что понимание, что иногда я могу попросить поработать из дома, потому что у меня болит спина.
Есть ли в твоем офисе другие сотрудники с инвалидностью? Какие задачи они решают?
Да, конечно, есть люди с разной инвалидностью. Например, женщина с ДЦП занимается администрированием (я точно не узнавала: у нас очень огромный офис!), а парень на инвалидной коляске проходит стажировку в одном из люксовых брендов.
Насколько Париж комфортен для человека, который передвигается в инвалидной коляске?
Тут много проблем. Например, метро практически не приспособлено, потому что было построено очень давно. Приспособлены только новые линии. Зато все автобусы доступны: у каждого есть электрический пандус, который выезжает, что очень удобно. Я в основном на них и передвигаюсь. Все поезда тоже доступны.
Моя жизнь в Москве была легче только из-за того, что у меня была машина. Во Франции я осталась без машины: пришлось ее вывезти в Россию. В принципе, жить можно. Я тут не очень далеко от офиса живу — всего тридцать минут на автобусе. В целом вся Франция очень доступна на поездах, поэтому у меня трудностей не возникает. Но машину хочется, конечно, тоже. Хотя здесь серьезные проблемы с парковкой.
Бывают ли ситуации, когда тебе нужна помощь посторонних людей на улице или где-то в помещении?
Да, такое бывает. Я прошу помочь, когда подъезжает автобус, пытается пандус достать, а он по каким-то причинам не работает. Нужно попросить людей, чтобы они помогли мне попасть внутрь. Народ обычно без проблем помогает.
Если говорить про помощь в помещении, то я уже к этому спокойно отношусь. Для меня самая главная проблема, когда совсем что-то недоступно. Вот тогда просить человека затащить меня на огромную лестницу я не буду. Но если так, по мелочи, у меня нет проблем с тем, чтобы попросить. В конце концов, все мы люди, всем нужно где-то помочь. Кто-то поможет мне, а кому-то помогу я.
Ты любишь путешествовать и планировать путешествия. Поделись своими лайфхаками, как человеку на инвалидной коляске спланировать маршрут в незнакомое место?
Прежде всего, я обращаю внимание на то, чтобы жилье было доступным, чтобы в нем я могла сходить в туалет или душ. Это самое главное, потому что все остальные проблемы решаемы: если не поезд, то какое-нибудь такси, если не такси, то какой-нибудь автобус. В плане транспортной доступности всегда найдется вариант. А если жилье не то, у тебя уже большие проблемы.
Если я пошла гулять в город, то надо понять, куда я пойду в туалет. На самом деле вопрос крайне банален, но если ты пойдешь в ресторан или бар во Франции, шансы, что там он будет доступен, пятьдесят на пятьдесят. А в старой части Мюнхена у меня будет сразу две проблемы: брусчатка и туалеты. Поэтому я сразу же пытаюсь отыскать кафе в здании, которое похоже на новое. Иногда даже хожу в пятизвездочные отели и прошу пустить в туалет. Сотрудники видят, что я не выгляжу, как кто-то неприличный, и пускают меня.
При планировании поездок я больше слежу за своими друзьями и знакомыми. Если вижу, что куда-то ездили на коляске, спрашиваю, как там, доступно ли, понравилось ли. Сейчас я примерно ориентируюсь, какие страны доступны, а какие нет. А дальше проверяю на Google Maps, который помогает построить доступный маршрут. А когда путешествую за пределы Европы, вот тут начинаются приколы, особенно если это Азия, где можно забыть про доступность, за исключением, пожалуй, Сингапура. И тогда уже нужно думать, с кем я буду путешествовать.
Я получила международное образование, поэтому у меня много друзей из разных стран. В следующем году мне нужно лететь на свадьбу к друзьям в Мексику. Сейчас мы пытаемся с ними понять, смогу ли я вообще это сделать и как, потому что с доступностью там очень большие проблемы. А потом еще нужно будет на свадьбу в Индию ехать. Там тоже с помощью друзей мы выстраиваем логистику.
Расскажи о самом запоминающемся путешествии?
Больше всего мне запомнилось, как я везла свою машину через всю Европу из России во Францию и обратно. В мае 2022 года я привезла ее во Францию. На это ушло четыре дня, мы везли ее вместе с друзьями, меняя друг друга за рулем, через Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Германию. Это было настоящее приключение!
Но через год машины, зарегистрированные в России даже для личного пользования, стали считаться нарушением санкций. После чего Германия начала штрафовать и изымать их. Растаможивать было очень дорого — дешевле новую купить. Мы договорились с другом, который приехал ко мне в гости в Париж, что мы обратно гоним мою машину в Россию вместе. Друг тоже был на коляске. И вот мы, два колясочника, везли машину три дня через Германию, Данию, Швецию, Финляндию в Россию. Да, это, конечно, печально. Было бы все равно удобнее с машиной, зато такое приключение! Будет что в старости вспомнить.
Как ты относишься к фразам типа «прикована к инвалидной коляске»?
Просто ненавижу такое! Каждый из прикован к чему угодно — к своей фамилии, семье и так далее. Мне кажется, что на инвалидность делается огромный акцент, будто это что-то ужасное. Но давайте посмотрим, сколько у нас людей с травмами психологическими — кто-то вырос в неполной семье, кто-то вырос в детском доме, у кого-то дом сгорел, у кого-то дом затопило, у кого-то неблагополучная семья. У каждого из нас найдется в загашнике что-то, что нас в каком-то смысле травмировало.
Что бы ты пожелала человеку, который приобрел инвалидность и боится выходить из дома, тем более искать работу?
Понять, что как раньше уже не будет. Отказаться от этой идеи полностью и посмотреть на это как на возможность пересмотреть всю свою жизнь и зажить ее наконец-то так, как хочешь ты, найти, что тебе нравится. Я уверена, что бы это ни было, это точно можно делать на коляске. За редким-редким исключением очень много всего можно адаптировать.
Кроме того, это большая проверка: можно посмотреть, кто у тебя из друзей останется, сделать выводы, извлечь уроки. Поэтому советую идти в этот мир с новым взглядом на жизнь. Так жить даже прикольнее, потому что у тебя теперь есть свой фильтр на мир.
***
Материал опубликован при поддержке Фонда президентских грантов.
Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях. Мы отвечаем на каждый из них.
Больше о нас и том, что мы делаем, вы найдете на сайте Everland и в нашей группе ВКонтакте. Здесь же собраны полезные советы о трудоустройстве людей с инвалидностью, рекомендации о том, как выбрать профессию, и истории людей, которые уже начали работать, зарабатывать и изменили свою жизнь в лучшую сторону.
Если у вас есть вопросы, связанные с потерей работы, оформлением документов, трудовым правом, социальными льготами, или у вас возникли психологические проблемы — заполните заявку на консультацию с юристом или психологом. Наши специалисты постараются вам помочь!