Удивительно, что на клочке земли с населением в полторы тысячи человек можно встретить адептов большинства мировых религий. И все же Ольхон, в первую очередь, центр шаманского севера. Здесь находится одна из девяти святынь Азии - мыс Бурхан, скала Шаманка. Каждый видел ее изображение на газировке "Байкал".
По преданию, эта сорокаметровая мраморная глыба с двумя вершинами является земным дворцом Хана Хутэ Баабая, старшего из тринадцати сыновей божественных тэнгриев. Два других дворца - на небесах и в подземном мире.
В скале есть пещера. Шаманисты верят, что в ней 13 божеств собираются на совет и вершат судьбы мира.
Всего каких-то сто лет назад культ Шаман-скалы был настолько велик, что проезжавшие мимо всадники наматывали тряпки на копыта своих лошадей, дабы не тревожить хозяина острова. Сюда, к Бурхану, из дальних бурятских земель приходили давать клятвы и совершать обеты, несоблюдение которых считалось немыслимым, таков был страх перед святыней.
И в наше время не ослабел почет среди прибайкальских народов. С развитием туризма на Ольхоне в запретную пещеру полезли все кому не лень. Чтобы защитить ее от праздного любопытства, островитяне зацементировали вход. Ведь за всю историю культа право на посещение пещеры принадлежало только шаманам.
Шаманка интересна и как археологический объект. Здесь найдена стоянка древнего человека эпохи неолита. Стены хранят надписи на санскрите, тибетском и монгольском языках. Следы ритуальных жертвоприношений остались со времен появления первых шаманов, и, надо сказать, нигде в прибайкальских землях нет жертвенника такого колоссального значения.
А всего в паре сотен метров от Бурхана растет Священная шаманская роща (Айха), там много веков хоронили шаманов. Правда, эти похороны далеки от привычного понимания. Покойников клали на деревянную платформу, укрепленную на стволах близко растущих деревьев. Считалось, что такое "воздушное погребение" облегчало попадание души в верхние миры.
По этому поводу у меня родилось стихотворение.
Запомни, уставший путник:
в Священной шаманской роще
не трогай дрова и трутник,
камлающих бойся в гневе.
Прокуренные их мощи
висели на каждом древе...
[продолжение следует]