Найти тему

Зачем пороли Ваньку Жукова, или Открытие детства

Современная культура предлагает детям огромные возможности для развития, самореализации и просто развлечений. Создано огромное количество детских учреждений, работают центры и секции, создана особая наука — педагогика. Вы не поверите, но чуть более ста лет назад ничего этого не существовало, а порка считалась нормальным средством воспитания ребенка.

Впрочем, в старой системе воспитания приветствовалось не только рукоприкладство, но и другие «методы». Например, отдача подростка в чужую семью «на выучку», использование детей в качестве подмастерьев у ремесленников или подручных в лавках. Работать дети начинали рано, примерно в 11-12 лет, и долгое время терпели насилие со стороны хозяина предприятия и старших товарищей. Вот как об этом рассказывает персонаж Чехова в рассказе «Ванька»:

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают».

Если отбросить иронические и сатирические мотивы, присутствующие в рассказе, получится такая картина. В 11 лет дедушка отдал Ваньку Жукова в ученики сапожнику Аляхину. Мальчик — сирота и должен сам добывать себе на пропитание. Однако он тяготится своей жизнью и просится назад в родную деревню.

Похожие истории есть у многих русских писателей. Навскидку можно вспомнить рассказы «Кормилец» Мамина-Сибиряка, «В недрах земли» Куприна, «Маленький шахтер» Серафимовича, «Встряска» и «Девочка» Горького. При желании список можно продолжить произведениями европейских авторов.

Старорежимное воспитание

Жестокие времена, скажете вы, хорошо, что они прошли. Не оправдывая старорежимных методов, попробуем объяснить, почему в процессе воспитания взрослые раньше предпочитали порку, брань и тычки ласке и доброжелательности.

Все дело в исходном воспитательном посыле. Вплоть до конца XVIII века дети считались маленькими взрослыми, которые обладают испорченной природой или являются пустой формой, в которую нужно во что бы то ни стало вколотить правильные принципы. Взрослый встает рано утром, начинает трудиться и проводит день в заботах. Ребенок изначально ленив, капризен, своенравен. Чтобы устранить эти недостатки, ребенок должен был переживать определенные сложности: проблемы с питанием, насилие со стороны старших, отсутствие обучения как такового (должен сам подглядывать и додумываться).

-2

Пороли не только крестьянских детей, но и дворян, боярских детей и даже наследников престолов. Многочисленных отпрысков османских султанов после 10-11 лет отлучали от матерей и отправляли в дальние гарнизоны, где они годами не видели родных. При этом дядькам и другим воспитателям предоставлялись права, аналогичные тем, которые имели физические родители. В Европе такое право называлось in loco parentis.

Все это педагогические приемы, иногда не осознанные, но все же приемы, должны были подготовить маленького человечка к большой жизни. Что-то вроде растянутой по времени инициации, ключевой компонентой которой является знакомство подростка с взрослыми чувствами: болью, переживанием потери и одиночества, необходимостью думать о завтрашнем дне. Однако родители не всегда были готовы так поступать со своими чадами, поэтому сформировалось универсальное правило: ребенка нужно отдать на обучение постороннему человеку, который не будет проявлять мягкотелость.

Важно понимать, что такое воспитание было характерно не только в отношении условного деревенского мальчика Вани Жукова, но и отпрысков самых знатных родов. И его нужно отличать от эксплуатации подростков на фабриках и в шахтах в период становления капитализма. Иными словами, отдав Ваню Аляхину, дедушка совершил самый правильный поступок из всех возможных. Мальчик получал профессию, социализировался, знакомился с разными полезными людьми и имел отличный шанс выбиться в люди.

Революционное открытие

Но почему мы осуждаем дедушку и жалеем Ваню? И почему во второй половине XIX века внезапно появилось так много историй про подростков, к их внутреннему миру и переживаниям? Дело в том, что в это время происходит открытие детства как особого состояния человека. Казалось бы, очевидная мысль: дети интеллектуально и психически отличаются от взрослых. Но потребовались столетия, чтобы люди осознали этот факт. И усилия десятков талантливых педагогов, таких как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт, Джон Дьюи, Константин Ушинский, Мария Монтессори и других.

Мария Монтессори — автор одной из самых популярных педагогических методик начала XX века
Мария Монтессори — автор одной из самых популярных педагогических методик начала XX века

Это они помогли людям осознать специфику юного возраста.

Открытие детства в XIX веке, бесспорно, произвело на европейское общество огромное впечатление. Появились детская литература, специализированные детские учреждения, особая одежда, педиатрия и многое другое. А главное — изменилось отношение к детям. Их перестали воспринимать как дефектных взрослых, которых нужно исправлять наказаниями, признав их право думать и поступать по-своему, играть, баловаться, то есть совершать с точки зрения взрослого человека, бессмысленные или даже неправильные поступки.

Главным занятием ребенка с точки зрения общественной морали стало посещение школы, поскольку подразумевалось, что грамотный человек ведет добропорядочный образ жизни. Идея всеобщего детского образования возникла еще в XVII веке, однако многие родители попросту отказывались пускать детей в классы, полагая, что профессия намного важнее, нежели навык чтения.

Важным свидетельством изменившегося отношения к детям в XIX веке стала новая планировка дома, включающая специальную зону для подрастающего поколения. В обеспеченных семьях детская представляла собой несколько комнат, расположенных на верхнем этаже под мансардой. Обычно детям полагались раздельные спальня, игровая и ванная. В очень богатых домах к ним примыкали кухня, учебный класс и комната для прислуги. В качестве места для учебных занятий могли использовать гостиную или даже кабинет главы семейства.

-4

Многие писатели, разумеется, захотели изучить внутренний мир ребенка. Так появились произведения про или для детей Льюиса Кэррола, Марка Твена, Чарльза Диккенса, Ханса Кристиана Андерсена. А еще — не очень известных в России, но популярных в мире Фрэнсис Элизы Бёрнетт, Софи Сегюр (она же Софья Ростопчина), Джорджа Макдоналда, Говарда Пайла и Джоэля Чандлера Харриса. Разумеется, в этом же списке находятся уже упомянутые Александр Куприн, Александр Серафимович, Максим Горький, Антон Чехов и другие.

Возвращение в детство

Но и это еще не все. Открытие детства вовне заставило взрослых открывать детство и в самих себе. Воспоминания о собственном отрочестве на рубеже XIX и XX веков становятся очень модным жанром. Внезапно выяснилось, что детство — прекрасный возраст, когда люди счастливы, безмятежны и лишены большинства страхов, мучающих взрослых.

Писатели стали задумываться: все когда-то были мальчиками и девочками, сталкивались с ребяческими проблемами и переживаниями, шалили, дружили, влюблялись. Но став взрослыми, почему-то забыли об этом, утратили способность к иррациональным поступкам, превратились в педантов, смотрящих на жизнь рационально и взвешенно. Почему и как это случилось?

Детство стало восприниматься как персональная утопия, своего рода Золотой век, в который каждый из нас мечтает, но не может вернуться. Таким автором, например, был сказочник Евгений Шварц, большую часть жизни страдающий от невозможности пережить такие же светлые и радостные минуты, которые он переживал в первое десятилетие своей жизни.

Словом, с Днем защиты детей!