Современная культура предлагает детям огромные возможности для развития, самореализации и просто развлечений. Создано огромное количество детских учреждений, работают центры и секции, создана особая наука — педагогика. Вы не поверите, но чуть более ста лет назад ничего этого не существовало, а порка считалась нормальным средством воспитания ребенка.
Впрочем, в старой системе воспитания приветствовалось не только рукоприкладство, но и другие «методы». Например, отдача подростка в чужую семью «на выучку», использование детей в качестве подмастерьев у ремесленников или подручных в лавках. Работать дети начинали рано, примерно в 11-12 лет, и долгое время терпели насилие со стороны хозяина предприятия и старших товарищей. Вот как об этом рассказывает персонаж Чехова в рассказе «Ванька»:
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают».
Если отбросить иронические и сатирические мотивы, присутствующие в рассказе, получится такая картина. В 11 лет дедушка отдал Ваньку Жукова в ученики сапожнику Аляхину. Мальчик — сирота и должен сам добывать себе на пропитание. Однако он тяготится своей жизнью и просится назад в родную деревню.
Похожие истории есть у многих русских писателей. Навскидку можно вспомнить рассказы «Кормилец» Мамина-Сибиряка, «В недрах земли» Куприна, «Маленький шахтер» Серафимовича, «Встряска» и «Девочка» Горького. При желании список можно продолжить произведениями европейских авторов.
Старорежимное воспитание
Жестокие времена, скажете вы, хорошо, что они прошли. Не оправдывая старорежимных методов, попробуем объяснить, почему в процессе воспитания взрослые раньше предпочитали порку, брань и тычки ласке и доброжелательности.
Все дело в исходном воспитательном посыле. Вплоть до конца XVIII века дети считались маленькими взрослыми, которые обладают испорченной природой или являются пустой формой, в которую нужно во что бы то ни стало вколотить правильные принципы. Взрослый встает рано утром, начинает трудиться и проводит день в заботах. Ребенок изначально ленив, капризен, своенравен. Чтобы устранить эти недостатки, ребенок должен был переживать определенные сложности: проблемы с питанием, насилие со стороны старших, отсутствие обучения как такового (должен сам подглядывать и додумываться).
Пороли не только крестьянских детей, но и дворян, боярских детей и даже наследников престолов. Многочисленных отпрысков османских султанов после 10-11 лет отлучали от матерей и отправляли в дальние гарнизоны, где они годами не видели родных. При этом дядькам и другим воспитателям предоставлялись права, аналогичные тем, которые имели физические родители. В Европе такое право называлось in loco parentis.
Все это педагогические приемы, иногда не осознанные, но все же приемы, должны были подготовить маленького человечка к большой жизни. Что-то вроде растянутой по времени инициации, ключевой компонентой которой является знакомство подростка с взрослыми чувствами: болью, переживанием потери и одиночества, необходимостью думать о завтрашнем дне. Однако родители не всегда были готовы так поступать со своими чадами, поэтому сформировалось универсальное правило: ребенка нужно отдать на обучение постороннему человеку, который не будет проявлять мягкотелость.
Важно понимать, что такое воспитание было характерно не только в отношении условного деревенского мальчика Вани Жукова, но и отпрысков самых знатных родов. И его нужно отличать от эксплуатации подростков на фабриках и в шахтах в период становления капитализма. Иными словами, отдав Ваню Аляхину, дедушка совершил самый правильный поступок из всех возможных. Мальчик получал профессию, социализировался, знакомился с разными полезными людьми и имел отличный шанс выбиться в люди.
Революционное открытие
Но почему мы осуждаем дедушку и жалеем Ваню? И почему во второй половине XIX века внезапно появилось так много историй про подростков, к их внутреннему миру и переживаниям? Дело в том, что в это время происходит открытие детства как особого состояния человека. Казалось бы, очевидная мысль: дети интеллектуально и психически отличаются от взрослых. Но потребовались столетия, чтобы люди осознали этот факт. И усилия десятков талантливых педагогов, таких как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт, Джон Дьюи, Константин Ушинский, Мария Монтессори и других.
Это они помогли людям осознать специфику юного возраста.
Открытие детства в XIX веке, бесспорно, произвело на европейское общество огромное впечатление. Появились детская литература, специализированные детские учреждения, особая одежда, педиатрия и многое другое. А главное — изменилось отношение к детям. Их перестали воспринимать как дефектных взрослых, которых нужно исправлять наказаниями, признав их право думать и поступать по-своему, играть, баловаться, то есть совершать с точки зрения взрослого человека, бессмысленные или даже неправильные поступки.
Главным занятием ребенка с точки зрения общественной морали стало посещение школы, поскольку подразумевалось, что грамотный человек ведет добропорядочный образ жизни. Идея всеобщего детского образования возникла еще в XVII веке, однако многие родители попросту отказывались пускать детей в классы, полагая, что профессия намного важнее, нежели навык чтения.
Важным свидетельством изменившегося отношения к детям в XIX веке стала новая планировка дома, включающая специальную зону для подрастающего поколения. В обеспеченных семьях детская представляла собой несколько комнат, расположенных на верхнем этаже под мансардой. Обычно детям полагались раздельные спальня, игровая и ванная. В очень богатых домах к ним примыкали кухня, учебный класс и комната для прислуги. В качестве места для учебных занятий могли использовать гостиную или даже кабинет главы семейства.
Многие писатели, разумеется, захотели изучить внутренний мир ребенка. Так появились произведения про или для детей Льюиса Кэррола, Марка Твена, Чарльза Диккенса, Ханса Кристиана Андерсена. А еще — не очень известных в России, но популярных в мире Фрэнсис Элизы Бёрнетт, Софи Сегюр (она же Софья Ростопчина), Джорджа Макдоналда, Говарда Пайла и Джоэля Чандлера Харриса. Разумеется, в этом же списке находятся уже упомянутые Александр Куприн, Александр Серафимович, Максим Горький, Антон Чехов и другие.
Возвращение в детство
Но и это еще не все. Открытие детства вовне заставило взрослых открывать детство и в самих себе. Воспоминания о собственном отрочестве на рубеже XIX и XX веков становятся очень модным жанром. Внезапно выяснилось, что детство — прекрасный возраст, когда люди счастливы, безмятежны и лишены большинства страхов, мучающих взрослых.
Писатели стали задумываться: все когда-то были мальчиками и девочками, сталкивались с ребяческими проблемами и переживаниями, шалили, дружили, влюблялись. Но став взрослыми, почему-то забыли об этом, утратили способность к иррациональным поступкам, превратились в педантов, смотрящих на жизнь рационально и взвешенно. Почему и как это случилось?
Детство стало восприниматься как персональная утопия, своего рода Золотой век, в который каждый из нас мечтает, но не может вернуться. Таким автором, например, был сказочник Евгений Шварц, большую часть жизни страдающий от невозможности пережить такие же светлые и радостные минуты, которые он переживал в первое десятилетие своей жизни.
Словом, с Днем защиты детей!