Здравствуйте! Что первое вам приходит в голову, когда вы слышите о нашем министре культуре Ольге Любимовой? Каждый раз, когда я даже вскользь упоминаю Ольгу Борисовну, то в комментариях появляются сотни, а то и тысячи гневных посланий, мол, разваливает культуру и т.д. Да и я сам частенько критикую её деятельность. Но давайте сегодня попробуем зайти немного с другой стороны и разберёмся - а виноват ли министр культуры в том, что сейчас происходит в нашей культурной сфере. Ну и о самой Любимовой немного поговорим и обменяемся мнениями.
Дорогие читатели, как вы знаете Ольгу Любимову недавно «продлили» на второй срок. Это назначение вызвало небывалый шквал критики в сети, да и в актёрских кругах её частенько ругают в кулуарах. Ольгу Борисовну обвиняют во всех бедах нашей культуры - в плохом кино, в пошлых постановках театров, в скандальном и грязном телевидении, во всём. И я понимаю обвиняющих - смотреть на это всё действительно больно. Я часто в своих статьях описываю свои болевые точки в современной культуре страны, и недавно написал большую статью с моими главными вопросами к министру культуры (ссылку оставлю в конце этой - обязательно почитайте, если пропустили). Мне, кстати, обещали из минкульта подробно ответить на те вопросы, но пока тишина. Пожалуй, напишу официальный запрос, и тогда ответить они будут обязаны.
Но сегодня не хочется повторяться и снова описывать все свои претензии к нашему министерству (иначе получится бесконечная статья), давайте обсудим - а влияет ли вообще министр культуры на культуру? Вроде бы, глупо звучит, но по факту получается интересно. Недавно от моего имени какие-то «доброжелатели» написали письмо на имя президента с требованием разобраться с нашим телевидением. Там были вырезки из моих статей о грязных ток-шоу, о несоблюдении возрастного рейтинга в разных передачах и много о чём ещё. И мне пришёл официальный ответ. Ответили, что ни президент, ни минкульт, ни минцифры, ни кто-либо ещё не в праве вмешиваться в сетку вещания и политику телеканалов. Цензура, мол, у нас запрещена, у минкульта действует пункт о невмешательстве, и максимум что могут сделать - это рекомендовать пересмотреть что-то.
Здорово? Ещё бы! Получается, всё что хочет делать на ТВ условный Эрнст, он может делать, если это не нарушает законы. То же и с театрами, и с эстрадой, везде. По сути, министр культуры в нынешней обстановке ни на что особо не влияет. Да, минкульт финансирует и поддерживает некоторые фильмы и спектакли, проводит различные культурные мероприятия, выдаёт прокатные удостоверения и некоторыми другими процедурами. По факту, это бюрократический орган, который может что-то кому-то рекомендовать, но влиять на культуру не может от слова «совсем». Культура сейчас в руках директоров каналов, театров, продюсеров и прочих людей. Никита Михалков, например, имеет куда большее влияние на культуру, ведь он и Союзом кинематографистов руководит, и входит в различные комиссии, отсматривающие контент, и голос в выделении бюджетных денег у него чуть ли не решающий.
Да даже если бы Ольга Любимова хотела бы ударить кулаком по столу и разобраться со всеми ужасами культуры, у неё бы ничего не вышло. Помните скандальный спектакль «Первый хлеб» в театре «Современник», в котором оскорбили ветеранов и показывали во всей красе нетрадиционную любовь? Тогда столько жалоб поступило в минкульт, что они их даже пересчитывать не успевали. И что? Любимова обещала разобраться, но всё что она смогла сделать - это отправить в театр прокуратуру. Театр чуть-чуть подправил монолог Ахеджаковой и чуть сбавил градус той любви, но спектакль ещё пару лет спокойно шёл в театре, не смотря на все жалобы. И так во всём. А прокуратура может и без министра культуры проверки проводить.
Сама система выстроена так, что министр ничего не может сделать с пошлостью по закону. Но вот в чём штука - Любимова, к сожалению, ещё и очень тихий министр. Объясню: каким бы министром не был Мединский, но он не сходил с экранов. Он постоянно везде выступал, обозначал свою позицию по культуре, громко возмущался, если ему что-то не нравилось и мог натравить общественников, активистов и компетентные органы на любых неугодных ему деятелей культуры. Он так же не мог особо повлиять на творцов, но своей публичностью он так или иначе поворачивал культуру в нужное ему русло. Таким же был и Швыдкой и почти все остальные. А Любимова? Вы видели хоть одно её публичное выступление, в котором бы она что-то внятное сказала про культуру и её вектор?
В этом и есть одна из причин критики в её адрес. И тут я согласен. Всё-Таки, министр культуры - это, в идеале, должность не тихая. Так как изменить что-то в лучшую сторону? Это очень сложный вопрос. Если наделить министра действительной властью вмешиваться во все культурные сферы, то это будет самая настоящая цензура. И да - я знаю, что многие из вас за цензуру, но беда в том, что тут всё будет зависеть от личных предпочтений одного человека. А мы все прекрасно помним как минкульт поддерживает Богомолова и его творчество, какие ему дают гранты и как продвигают подобное новаторство. Мы можем оказаться в культурном мире, где Богомолов и ему подобные - это и есть вся наша культура.
Поэтому тут нужен, как мне думается, другой подход. Но для начала, люди должны понимать в какую сторону министр хочет повести культуру, должен быть озвучен чёткий план, который бы можно было проверить на каждом этапе исполнения. А пока мы даже не представляем куда наше министерство хочет двигать культуру. Только общие и абстрактные фразы. А пока нет чёткого понимания и целей, то и идёт культура не пойми куда. Как лебедь, рак и щука.
А вы бы как решили эту проблему? Очень интересно почитать ваши мнения в комментариях.
Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин