Найти в Дзене
Наука и фантастика

Космос и технически развитая цивилизация

Оглавление

В сети постоянно обсуждается "вечная" тема: почему инопланетяне не выходят с нами на связь? Их вообще нет? Мы во Вселенной одни? Если они где-то есть, то может быть, у них там каменный век, или же в культурных приоритетах - массовое строительство храмов шаговой доступности? А может, всё наоборот: они настолько далеко вырвались в цивилизационном отношении, что заняты строительством сфер Дайсона вокруг своих звезд, и мы кажемся им (если они вообще о подозревают о нашем существовании) не более чем забавными зверушками?..

Я уже неоднократно высказывалась на эту тему.

Однако, побывав в нескольких музеях космонавтики, в том числе в павильоне Космос на ВДНХ, каждый раз вспоминала знаменитое высказывание Канта из послесловия к "Критике способности суждения":

Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо над нами и моральный закон внутри нас.

Кант. Картинка от Креа.
Кант. Картинка от Креа.

В более прагматическом смысле эти "две вещи" - невероятный героизм "покорителей" космоса (мы же понимаем, что космос покорить невозможно?), отправляющихся в опасную и враждебную человеку неизвестность в небольших металлических коробочках, и технические характеристики тех девайсов, которыми пользовались и продолжают пользоваться космонавты.

"Лягушонка в коробчонке"

Практическая космонавтика очень молода. Ей, смотря откуда отсчитывать, либо неполных 67 лет (с запуска первого спутника в 1957 году), либо 63 года (с полета Гагарина). В сравнении с десятками десятилетий развития цивилизации на Земле - ничтожное время. Прогресс, конечно, очевиден, хотя не все ожидания и прогнозы оправдались (Королёв всерьез строил планы пилотируемых полетов на Луну и другие планеты). Но, между прочим, наши космонавты по-прежнему возвращаются на Землю в спускаемых капсулах, один вид которых способен стать ночным кошмаром клаустрофоба, и даже сами космические асы признают, что ощущения во время входа в атмосферу и приземления - экстремальные.

Как раз такая капсула стоит у входа в павильон.

Фото моё.
Фото моё.

Это вовсе не раритет из прошлого столетия! Аннотация гласит ,что перед нами - спускаемый аппарат космического корабля "Союз МС-18" "Ю. А. Гагарин", дата приземления - 17 октября 2021 года, использовался во время съемок фильма "Вызов", и внутри находились командир корабля Олег Новицкий, кинорежиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд.

Американцы сделали ставку на многоразовые космические корабли, однако, как мы знаем, не всё проходило и проходит гладко, так что эту технологию нельзя признать абсолютно надежной.

Ну, а теперь попробуем посмотреть на "лягушонку в коробчонке" глазами инопланетянина - представителя действительно высокоразвитой цивилизации. Какова будет его реакция? Описать такое сможет, наверное, только фантаст.

Неубиваемые девайсы

А еще на меня произвели впечатление неубиваемые девайсы, созданные для старых советских космических кораблей.

Фото моё.
Фото моё.

На фото - приборная панель корабля "Восток" (3 КА), из коллекции Политеха. Летал в космос в 1962 году.

Пульт управления тем же кораблем Восток 3КА.
Пульт управления тем же кораблем Восток 3КА.

В павильоне выставлено еще несколько устройств примерно того же времени.

Терминал "Заря бортовая" для управления УКВ связью на корабле типа "Союз". Фото моё.
Терминал "Заря бортовая" для управления УКВ связью на корабле типа "Союз". Фото моё.

Пятнышки на фото - отражение в стекле моего пестрого платья. Я не догадалась в тот день одеться в черное, поскольку сама не знала, что отправлюсь к вечеру в музей.

Селфи на втором ярусе павильона.
Селфи на втором ярусе павильона.

Но продолжим осмотр девайсов.

Что там такое, похожее издали на баян?..

Это командно-сигнальное устройство. Космонавты, конечно, знают назубок все обозначенные справа прекрасные аббревиатуры (СУД ПТС-СУ, ПУ ДО УН, ПВУ, СЖО, СРВ), но любой иностранец придет в полное недоумение, а уж про инопланетян я молчу - с цифрами они, быть может, разберутся, но с ПТ КРЛ - вряд ли.

Фото моё
Фото моё

Покажу еще парочку экземпляров. Эти явно попроще.

Фото моё.
Фото моё.

И блок визуального наблюдения.

Фото моё.
Фото моё.

Вся техника - докомпьютерной эпохи. На вид - очень надежная, с большим запасом прочности, как говорится, "неубиваемая". Да, громоздкая, неизящная на вид, суровая и брутальная по дизайну. Но работавшая и четко выполнявшая свои задачи.

Возвращаемся, однако, к вопросу, поставленному в начале этой статьи: можно ли считать цивилизацию, создавшую эти аппараты, технически высокоразвитой? Именно "высокоразвитой", причем в сравнении не с цивилизациями типа античной, средневековой или даже промышленной эпохи (18 - 19 веков), а с воображаемыми высокоразвитыми инопланетными цивилизациями?..

Еще раз попробуем взглянуть на представленные здесь экспонаты глазами существа, способного совершать межзвездные или даже межгалактические перелеты. Ответ - на ваше усмотрение.

"Безумству храбрых поем мы песню", - мог бы произнести инопланетный Горький, если бы там, в дальних мирах, водились романтики и поэты.

--

В моей космоопере "Хранительница" Межгалактический альянс берет под "крыло" цивилизации разного уровня технического развития, в том числе те, которые не достигли промышленного уровня и не имеют собственных космических кораблей. Главное условие - способность жить в мире с собратьями, сотрудничать с теми, кто не похож на "своих", делиться своими культурными достижениями (годится всё, и языки, и музыка, и искусство, и разные способы коммуникации) и рассматривать космос как общий дом.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти, на Литмаркете и на Литресе.

На портале Литсовет я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".