Найти тему

3 популярные фразы, которые мы слышим каждый день: откуда пришли и что на самом деле означают

Оглавление

Эту фразы чаще всего мы слышали во время обучения и сами стали говорить, когда стали родителями. Сегодня я хочу поделиться с вами интересными историями возникновения этих выражений, которые мы используем, особо не задумываясь откуда они взялись.

“Ни пуха ни пера”

Эту фразу чаще всего мы слышали во время обучения, когда шли сдавать экзамен и сейчас ее до сих пор говорят ученикам, которые в ответ отправляют говорящего “К черту!”. Повзрослев, ее говорят человеку, чтобы пожелать удачи. А родилась она очень давно, когда одним из самых важных условий выживания человека была охота.

То, насколько он был умелым добытчиком, определяло, выживет ли его род или нет. Большая ответственность и большой риск, так как на зверя ходили с подручными средствами. Чтобы привлечь удачу на свою сторону, а она определенно в таких обстоятельствах была нужна, существовало множество ритуалов и обрядов для охотника.

И, конечно, после этих ритуалов, когда удачу призвали, главное было - ее не спугнуть. До сих пор даже в современном мире считается, что Удача - дама капризная, и напрямую ее желать человеку нельзя - она может отвернуться. Охотнику же, когда он уходил, говорили вслед “Ни пуха ни пера” для “отвода глаз” духов леса и животных. К такой версии ее происхождения склоняется большинство филологов.

Быт славян фото слева vtambove.ru, фото справа holidaydays.ru
Быт славян фото слева vtambove.ru, фото справа holidaydays.ru

Наши предки были язычниками, они почитали природу и верили, что любое произнесенное слово окружающий мир слышит и понимает. Поэтому напрямую удачной охоты не желали, ведь тогда всем станет понятно, зачем идет человек, ему могут навредить духи, а звери разбегутся и спрячутся. Для этого добытчику желали обратного: ничего не добыть. Говорили слова громко, чтобы было слышно всем, и птицы разнесли по лесу, что бояться нечего.

Кстати, якуты во время охоты используют русские слова, ведь местные духи и звери не знают этого языка.

Исследователи считают, что продолжение фразы, когда охотник стал отвечать “К черту!», появилось позже с возникновением христианства. Так, по мнению исследователя русского фольклора Дмитрия Константиновича Зеленина (Источник: Д. К. Зеленин «Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии»), своим ответом охотник давал понять, что это он сам идет к “черту”, а не отправляет собеседника.

Фото слева фрагмент картины Лебедева "Проповедь христианства" www.labirint.ru . Фото справа  - экзамены в современной школе
Фото слева фрагмент картины Лебедева "Проповедь христианства" www.labirint.ru . Фото справа - экзамены в современной школе

Ведь после появления христианства всех лесных духов, леших, кикимор стали называть чертям, и вспоминать их при обычных разговорах было запрещено. Произнося его, охотник как бы подтверждал, что он по-прежнему “старой языческой веры”, что он почитает духов природы и лешего, а за это мог рассчитывать на награду или хотя бы на то, что препятствий на пути не встретит.

Особый статус человека - охотника у предков, желание быть на него похожим, привели к тому, что эта фраза пошла в народ и ее стали использовать люди, которые шли на рисковое дело. В современном мире она имеет тот же смысл - привлечение удачи, только теперь чаще используется при охоте за хорошими оценками.

“Всыпать по первое число”

Занятия в дореволюционной гимназии фото ruskline.ru
Занятия в дореволюционной гимназии фото ruskline.ru

История появления этого выражения начинается в дореволюционные времена и напрямую связана с учениками. Требования в гимназиях были очень серьезными. Ученики должны были не только хорошо учиться, но и безоговорочно соблюдать дисциплину. За провинности предусматривалось серьезное наказание, включая физическое воздействие.

Для особо провинившихся существовали карцеры. Да, да, как для заключенных. Ну и, конечно, “воспетые” классической литературой розги. Их применяли, как говорится, “по зову сердца” преподавателя. Иногда просто для профилактики, а иногда, если проступок серьезный, со всем усердием. Для того чтобы нерадивый ученик запомнил надолго свой проступок и его последствия, розги вымачивали в растворе соли.

Во избежание злоупотреблений учителем для телесных наказаний в учебных заведениях был установлен месячный лимит количества ударов. Поэтому если провинившемуся ученику досталась вся месячная норма, то его не могли наказывать до первого числа следующего месяца. Отсюда и пошло выражение "всыпать по первое число", то есть наказать особо сильно, по максимуму.

"И ежу понятно"

Эту фразу часто используют, когда кто-то начинает объяснять очевидные вещи. Но почему в этот момент вспоминают ежей, а не других животных, мало кто задумывался. Будем искать его в послереволюционной России, в 20х годах прошлого века.

Впервые это выражение замечено у очень популярного в то время поэта Владимира Маяковского. В мае 1925 года вышел первый тираж «Сказки о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий»:

Обложка книги Маяковского "Сказка о Пете толстом ребенке..." и фрагмент. где впервые было встречено выражение о понимающем ежике. Фото из личного архива
Обложка книги Маяковского "Сказка о Пете толстом ребенке..." и фрагмент. где впервые было встречено выражение о понимающем ежике. Фото из личного архива

Исследователи русского языка считают, что здесь слово “еж” было поставлено просто для рифмы. Но выражение запомнили и вскоре оно нашло свое применение.

В 1963 году в СССР открывали школы-интернаты для одаренных детей. Первая такая школа с физико-математическим уклоном открылась в Новосибирске. Такие школы стали очень востребованы. Ученики, которые превосходили знаниями других, по итогам тестов определялись в классы от «А» до «Д».

А учеников послабее отправляли в классы «Е», «Ж», «И» - они отставали по программе примерно на год.

Вот и стали говорить, что программа в этих школах сложная, но даже “Е””Ж””И” справляются. И фраза пошла в народ.

Если вам интересны истории возникновения популярных фраз и выражений, оставляйте комментарии, я буду эту тему продолжать!