Если перефразировать известную поговорку, то можно сказать, что от подиума славы до позорного столба всего один шаг. В конце ноября прошлого года в рамках XIХ Межрегионального форума «Стратегия и практика успешного бизнеса» состоялось награждение победителей конкурса «Марка качества Чувашской Республики». ООО «НПП Бреслер» заняло первое место в номинации «Продукция производственно-технического назначения». Награду лучшему региональному производителю в лице Максима Ефимова вручил глава республики Олег Николаев. А спустя трое суток территорию «Бреслера» и тесно связанного с ним предприятия «Инбрэс» штурмовали силовики.
По свидетельству очевидцев, сотрудники СУ СКР и других правоохранительных органов действовали весьма решительно. Одновременно обыски с изъятием бухгалтерских документов и носителей электронной информации также прошли по месту проживания учредителя и генерального директора «Бреслера» Николая Ефимова, его сына, учредителя «Инбрэс» Максима Ефимова и всех ключевых сотрудников этой группы компаний. Источники «Правды ПФО» утверждают, что у семейства Ефимовых было арестовано и изъято несколько золотых слитков, движимое и недвижимое имущество, а также банковские счета и денежная наличность.
Но все это как бы обычный антураж крупного бизнеса. Особой ценностью для следователей стал планшет, изъятый у одного из руководителей ООО «Технопарк Бреслер»», с файлами, где содержались данные о партнерах, суммах и схемах «обнальных» операций по договорам поставок «Бреслер» и «Инбрэс». Неудивительно, что у Николая Ефимова был очень озабоченный вид, когда сотрудники правоохранительных органов выводили его из офиса, предположительно, для проведения следственных действий в ином месте.
К этому моменту УФНС сделало свои выводы. По его мнению, у Ефимовых с контрагентами сложилась схема фиктивного документооборота с целью занижения налогооблагаемой базы. Партнеры не осуществляли поставки, не оказывали услуги, не выполняли работы, поскольку у них физически отсутствовала такая возможность. Но расчеты производились, дабы предъявить НДС к вычету из бюджета.
Кстати, сейчас «Инбрэс» пытается оспорить акт налоговой проверки в Арбитражном суде. Формулировки выглядят весьма любопытно.
«Делая вывод о том, что спорные контрагенты не могли оказать ООО «Инбрэс» услуги, УФНС ссылается на то, что для сборки шкафов необходимо специальное помещение и оборудование, – говорится, в частности, в заявлении компании. – Но для сборки они не требуются. В некоторых случаях необходимо иметь антистатическое покрытие пола, что является малозатратным мероприятием. И УФНС не доказано, что спорные контрагенты не имели такого покрытия».
Выглядит наивно, вроде сложную аппаратуру можно собирать даже в коридоре. Но «Бреслер» и партнеры неоднократно ранее попадали в скользкие ситуации, однако как-то выходили сухими из воды. Как писала «Правда ПФО», Николай Ефимов даже обращался к депутату Госдумы Анатолию Аксакову с просьбой оградить его от неуместных вопросов налоговиков, как будто данная тематика входит в компетенцию парламентария, угрожая перейти под юрисдикцию соседнего региона. Николай Ефимов привлекался к уголовной ответственности за незаконное получение сведений, составляющих коммерческую тайну, и избежал суда только благодаря истечению срока давности.
По итогам предыдущей выездной проверки налогового органа выяснилось, что отсутствуют законные основания на снижение суммы выявленной недоимки. Но тут случилась настоящая подстава с сотрудниками УФНС, и выявленная инспекторами сумма недоимки была исключена из итогового акта налоговой проверки. В какой-то мере, данное обстоятельство способствовало легализации выведенного из-под налогообложения финансового актива путем приобретения банкротного имущества ООО «Агроходинг «Юрма» (бывший завод АО «Контур»). Интересен тот факт, что имущество в сумме более 300 000 000 руб. приобрелось на неработающую супругу Николая Ефимова.
После начала СВО был предпринят ряд мер по поддержке бизнеса. В частности, ограничен перечень случаев для проведения налоговых проверок и возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, а также принят ряд указов и федеральных законов о льготах для компаний, работающих в сфере IT. Данные послабления положительно повлияли как на экономику, так и в целом на общее развитие бизнеса в стране. Но появились и те, кто воспринял введение данных мер как слабость органов власти. Пользуясь случаем, они начали выводить получаемую от введенных преференций сверхприбыль через «обнальные» схемы.
Однако деловая репутация тоже стоит денег, а у группы компаний «Бреслера» и его сателлитов она основательно подмочена. В Сети есть видео, где Николай Ефимов с гордостью сообщает, что банк МСП выделил его компании 300 млн рублей под 3% на три года. Но по факту ему было отказано во втором транше кредита, еще на 300 млн, также ничего не вышло с целевой субсидией на 500 млн. Вероятно, финансовые институты опасаются, что выделенные средства будут использованы не по прямому назначению, а на погашение налоговой задолженности.
Несмотря на возмещение недоимок на общую сумму свыше 160 млн, у УФНС по Чувашии остается право на проведении выездных налоговых проверок в оставшихся организациях группы компаний «Бреслер», таких как ООО «НПП Бреслер», ООО «Технопарк Бреслер» и IT компании ООО «Артинтех». С учетом уже имеющихся в распоряжении УФНС и оперативников первичных материалов и документально закрепленных фактов уклонения от уплаты налогов нетрудно предположить, что их результаты могут превосходить ранее проведенные проверки.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.