Найти тему
Русский мир

«Здесь открыто всё, что возможно». Бизнес в России глазами иностранцев

Фото: Е. Самарин / mos.ru (CC BY 4.0)
Фото: Е. Самарин / mos.ru (CC BY 4.0)

Уроженцы других стран едут в Россию за культурой, образованием, красотами архитектуры и природы, не в последнюю очередь за привлекательными и умными жёнами… Но и за бизнесом тоже. Иностранцы, открывшие успешное дело, утверждают, что в отношении бизнеса Россия перспективнее многих западных стран. Здесь низкие налоги и коммунальные платежи, работящие и умелые сотрудники, безопасность, доброжелательные клиенты...

«Русский мир» выбрал истории пятерых бизнесменов из разных стран мира, которые не побоялись поменять страну и род деятельности, пережили с Россией пандемию, санкции и по-прежнему убеждены, что за нашей страной будущее.

Ресторатор из Ливана. «Россия – это мечта»

Ливанец Брайан Диаб приехал в Россию в 2008 году, и за 16 лет открыл два ресторана и фудкорт в Москве. На вопрос о том, почему он выбрал Россию, Брайану ответить трудно. Не из-за того, что говорить нечего, напротив, причин слишком много. Россия с детства была для него страной мечты, потому что красивая, доброжелательная и сильная. И единственная в мире, сумевшая дать отпор западной системе ценностей, говорит он в интервью.

В возрасте 14 лет Брайан поставил себе целью когда-нибудь переехать в Россию. Первым делом решил выучить русский язык, нашёл в Бейруте российский культурный центр и отправился туда. С тех пор приходил трижды в неделю на занятия по русскому языку. В возрасте 16 лет Брайан уже читал стихи о Великой Отечественной войне на празднике ко Дню Победы.

– Я люблю русский язык, люблю русскую культуру, поэтому изучение происходило быстро и успешно, - рассказал он в интервью YouTube-каналу «Самый русский американец». – Когда мне стукнуло 18 лет, я взял паспорт, сделал визу и взял билет в одну сторону. Во «Внуково» я танцевал от радости, что, наконец, прилетел. Прибыл ночью, а в 6 часов утра уже был на Арбате. Я в юности также хотел стать актёром, но мечта о России победила, и вот я здесь.

По словам Брайана, Россия оказалась именно такой, какой он её представлял. Через восемь месяцев он встретил свою российскую любовь, и свадьба не заставила себя долго ждать.

Своё ресторанное дело он начал с низов, чтобы досконально познакомиться с российским общепитом. И на полученных знаниях, приправленных ливанской изюминкой, он построил бизнес. В своём первом ресторане ливанской кухни он воссоздал интерьер арабского дворика и запустил линейку домашних блюд своего народа.

– За рестораном нужно ухаживать как за русской девушкой, – делится он секретом успеха. – Небольшая невнимательность, и всё полетит к чертям.

Бариста из Италии. «Будущее за Россией, здесь много детей»

Маттео Белли, итальянец по рождению и инженер-конструктор по образованию, объехал 64 страны и сменил множество профессий прежде чем понял, что его предназначение – варить в Татарстане. Сейчас он владеет несколькими кофейнями в российском регионе, в том числе в городе-университете Иннополис.

Во время своего первого путешествия по стране он нашёл жену в Уфе и поначалу увёз её в Италию, но очень скоро супруги поняли, что в России возможностей и перспектив больше, а люди более открытые и доброжелательные.

Маттео Белли. Фото: пресс-служба ОЭЗ Иннополис / «Бизнес Online»
Маттео Белли. Фото: пресс-служба ОЭЗ Иннополис / «Бизнес Online»

Маттео рассказывает, что в стране довольно просто зарегистрировать бизнес, а налоги и коммунальные платежи подкупающе низкие. По словам предпринимателя, в Италии бизнесмен оставляет себе в лучшем случае тридцать процентов заработанного, остальное забирает государство.

Свои кафе итальянец открыл в России в разгар пандемии и сумел не обанкротиться. Не сломили его и западные санкции. По словам бизнесмена, доставлять кофе и сладости из-за рубежа стало сложнее, но нет ничего невозможного.

Маттео Белли верит в то, что будущее за Россией, и не собирается никуда уезжать. По его словам, Европу и его родную Италию заполонили эмигранты, которые меняют лицо, культуру и язык его страны. А на улицах и общественных местах Италии, в отличие от России, очень мало детей, которые и есть будущее.

Учитель итальянского. Из Вероны в Подмосковье

Ещё один итальянец, Амедео Чиджерса, зарабатывает в России итальянским языком, школу которого открыл вместе с русской супругой. Амедео – уроженец Вероны, земляк Ромео и Джульетты, но самым романтическим местом считает подмосковную деревню, в которой живёт. В зрелом возрасте бывший офицер ВМФ Италии простился с качкой на палубе и обрёл твёрдую землю под ногами.

В Россию Амедео Чиджерса приехал в 2005 году после того, как прочитал в газете Вероны о том, что итальянскому предприятию требуется сотрудник со знанием русского языка. После службы во флоте Амедео получил лингвистическое образование, специализируясь на изучении русского языка. По его словам, выбирая русский язык, он держал в уме перспективность бизнеса в России.

А начался он для итальянца не с офиса в Москве, а с должности замдиректора пилорамы в Ухте, где зимой морозы за 40 градусов. Спустя годы Амедео с женой открыли школу итальянского языка. Основная часть учащихся здесь – те, кто влюблён в итальянскую культуру и хочет проникнуть в неё глубже. Вот такой круговорот культур.

Часовщик из Лондона. «Русские часы украшают мир»

Иногда, чтобы дать верную оценку чему-то родному и примелькавшемуся, требуется взгляд чужака. Так вышло с популярной маркой советских часов, возрождённой британцем Дэвидом Хендерсоном-Стюартом. Он родился в Лондоне, учился в Оксфорде и Сорбонне.

В конце 1990-х, живя во Франции, молодой человек отправился в Россию, чтобы избежать французского призыва. О том, что здесь интересно и всё меняется буквально на глазах, рассказали знакомые. Ехал за приключениями, а обрёл судьбу.

– Я ни секунды не жалею о том, что остался в России, сказал он в интервью ведущему YouTube-канала «Время-вперёд!». – Это были очень интересные годы, и я очень горжусь тем, чем занимаюсь. В России потрясающая культура и ценности, здесь живут великие мастера. У людей здесь золотые руки, и они умеют делать удивительные вещи. И я увидел всё необходимое для создания сильного бизнеса.

Попав в сферу производства, он решил возродить советский бренд «Ракета», в том числе благодаря популярности советской тематики, которую видел у многих своих соплеменников. На развалах с советскими часами постоянно толпились иностранцы.

Сложностей с возрождением легендарной часовой марки хватало, но об отъезде Дэвид никогда не помышлял. Даже после начала специальной военной операции.

– Я знаю некоторых иностранцев, которые тогда покинули Россию, и могу сказать, что они не хотели уезжать, говорит он. – Они были наёмные сотрудники, и их заставили уехать. Я давно живу в России, вложил очень много сил в «Ракету» и не могу просто так уехать. Мне даже в голову это не пришло. На выставках люди благодарили меня, что я не уехал. Если бы в мире были только швейцарские часы, было бы очень скучно. Русские часы украшают часовой мир и делают его более богатым.

Дэвид Хендерсон-Стюарт смотрит на изменения в российской жизни и русском менталитете через свою часовую сферу. По его мнению, в последние годы люди стали больше ценить и любить национальные достижения. Пренебрежение и насмешливое отношение к своему и исконному, которое англичанин с удивлением наблюдал в России в конце 1990-х, сегодня почти исчезло.

Французский банщик. «Русские возвращаются к корням»

С тем, что Россия – холодная страна, кардинально не согласен француз Арно Фасс, которые выбрал себе в Туле самую горячую профессию пармастера, или по-простому банщика. В родном Страсбурге Арно был директором крупной текстильной компании, а в Россию его привела любовь к русской девушке.

– Для меня самое главное – люди, – рассказал он в интервью YouTube-блогеру Марии Шаховой. - В регионах России люди душевные, открытые. В Европе многие думают, что русские закрытые, потому что мы не видит эмоций на их лицах. Но достаточно сказать «добрый день», и ты видишь, как лицо раскрывается.

В Россию Арно приехал во время пандемии, бросив свою жизнь во Франции. Мостиком в мир русской бани для него стало видео в интернете, автор которого объяснял философию бани, её значение для энергии человека, достигаемого с помощью пара и веников.

Арно открыл своё парное дело в гостинице, расположенной в 50 километрах от Тулы. Сегодня он убеждён в том, что русские начинают возрождать настоящие банные традиции предков. «Русские возвращаются к корням», отметил он, и француз помогает в этом, не покладая рук.

По словам Арно, посещение России почти всегда становится культурным шоком для иностранцев. Их поражает чистота, доброжелательность русских и безопасность. Он отмечает, что большинство родителей во Франции боятся отпускать ребёнка в школе без сопровождения, в России же с этим гораздо проще.

Между тем в его родной Франции бизнес-атмосфера далека от идеальной. По мнению Арно, страна почти потеряла сферу производства, правительство обложило бизнес огромными налогами и практически не оказывает ему помощи.

– В России можно за 3 – 4 дня открыть ИП, ООО, зарегистрировать фирму, – говорит он. – Во Франции, прежде чем открыть фирму, нужно платить. Вы ещё ничего не заработали, а налоги уже требуют. Учителя, медсёстры … за 30 лет их зарплаты существенно снизились, и едва превышают минимальный размер оплаты труда. Своё будущее во Франции я не вижу, оно в России. Здесь открыто всё, что возможно. Государство делает всё, чтобы люди жили лучше. Главное, что есть движение.

Читайте также: «Очень другой взгляд»: что иностранные блогеры рассказывают о России?