Время от времени всем нам приходится обращаться в государственные учреждения. Предыдущий раз у меня был в феврале - и мне сказали, что решат вопрос и перезвонят. В тот же день поступил звонок с незнакомого номера - и я сразу ответила, потому что ждала звонка. Звонила, как оказалось, целая «бригада», все мужчины. Как бы с Госуслуг. Точнее, из архива Госуслуг.
Первый, довольно бодрый, я бы даже сказала, разбитной, сообщил, что на мое имя поступило письмо. Спросила, где они находятся - он после некоторой заминки назвал мой город. Тот, в котором я обращалась в учреждение. Сказала ему, что готова сама прийти за письмом. Ответил, что меня в их учреждение не пустят, он мне вышлет письмо сам. Причём назвал мой почтовый адрес. Имя, фамилию и отчество тоже назвал. Я сказала: ну вот, у вас все есть, отправляйте на почту. Тогда он стал говорить, что это будет слишком долго, лучше будет, если мне отправят какой-то код, я назову его - и мне отправят письмо в электронном виде. Спросила у него, какие данные я ещё должна назвать, и кинула трубку.
Позвонили с другого номера, стали стращать, что письмо пока что находится в бесплатном архиве, а если я откажусь его получать - его передадут в платный, и там уже я буду платить 400 рублей в сутки. Опять сбросила.
Какое-то время не отвечала на звонки. Потом позвонили вообще с другого номера (предыдущие номера были похожи). Ответила на звонок - там был уже совсем другой мужчина, с необычайно добрым голосом, очень вежливо спросил: «Мне сказали, что вы не хотите получать пришедшее на ваше имя письмо? Почему вы агрессируете на нас?» (Первый раз услышала это слово - «агрессируете»).
И я ведь действительно ждала сообщения, по своему вопросу! Он сказал, что мне сейчас придёт код письма, я должна буду его назвать. Спросил, могу ли я со своего телефона сразу и говорить, и смотреть экран. Сказала нет - чисто из противоречия. Ответил - ладно, сейчас придёт код, и мы вам сразу перезвоним.
И тут приходит код с сайта Банки.ру. Естественно, у меня пропали последние сомнения, и я больше не разговаривала с ними. Но они принялись звонить сразу со многих номеров, так что пришлось выключить на время телефон.
Сестра у меня юрист, и я под впечатлением спросила у неё, как это так странно совпало, что мне сказали ждать официального ответа - и тут же пришёл такой «ответ». Сестра сказала, что это, конечно, совпадение. У девчонок, которые работают в конторе, куда я обращалась, сидящих в окне, просто конвейер, потогонка, так что сотрудница никак бы не смогла сделать в приёме граждан паузу и передать лично мои данные до конца рабочего дня каким-нибудь мошенникам.
На днях мне снова пришлось обратиться в госучреждение, уже с другим вопросом. И мне сказали, что ответ отправят письмом по Почте России. Какое-то время спустя я снова пришла в учреждение - спросить, почему мне до сих пор не пришло письмо. Женщина в администрации стала выяснять, и оказалось, что письмо было действительно отправлено - и на следующий день я наконец-то получила его.
Но в тот же самый день мне снова позвонили с незнакомого номера! Я никогда не перезваниваю, не реагирую на короткие звонки, но тут звонили долго - и я решила послушать, что мне скажут.
На этот раз звонила дама. Без какого-либо акцента. Очень начальственным, официальным голосом назвала мое ФИО, спросила, я это или не я. Ответила ей: «Представьтесь сначала, пожалуйста». Она скороговоркой назвала какое-то имя и заявила, что она «Из центрального архива Госуслуг». На мое имя, мол, пришло письмо.
Но нужное письмо я уже получила. К тому же с прошлого раза успела уяснить, что никакого центрального архива Госуслуг не существует. В общем, я просто отключилась. Тролить я их не могу, противно.
И вот теперь думаю о странном совпадении. Всё-таки бывает, что они звонят, именно когда ты ждёшь звонка. Говорят о письме, когда ты ждёшь письма (у дамы просто была устаревшая инфа - письмо я уже получила накануне).
Совпадения это или нет?
Впрочем, нельзя сказать, что они не звонят, когда ты ничего не ждёшь. Они сообщают, что кончается срок действия сим-карты, или ещё какую-нибудь чушь. Этой весной одно время звонили на Вотсап - и сразу же включался режим видеозвонка. Или была имитация, что он включался. Я сразу опускала руку так, чтобы они могли видеть стену, пол - а не мое лицо, и только потом уже отключалась. Однажды, когда мы обедали с ребёнком и они так позвонили, я сунула руку с телефоном под стол и решила посмотреть, что будет дальше. Дядька на том конце растерялся, может, и позабыл свою легенду, - и стал напуганно (называя при этом меня по имени-отчеству) по громкой связи спрашивать, что произошло, не плохо ли мне, где я нахожусь и не надо ли вызвать «скорую». Такой чувствительный, гуманный мошенник!
Мы слушали молча, наконец, ребёнок не выдержал и рассмеялся - и я отключилась.
В тот день я никаких сообщений не ждала (хотя мне по работе могут звонить люди с разных номеров), так что не могу утверждать, есть ли связь между визитом в госучреждения и звонком мошенника. Но в этом году я обращалась именно с двумя проблемами, и мне оба раза позвонили «из Госуслуг».
Короче, люди, будьте осторожны!
Но знаете, что меня напугало больше всего?
Я стала рассказывать о звонке дамы своей маме. Чтобы предостеречь ее, рассказать, как они могут действовать. А мама у меня старой закалки. Из тех родителей, для которых критерием отношения к своему ребёнку было мнение учителей, соседей, случайных прохожих - словом, из тех родителей, которые всегда готовы были обвинить в любом конфликте именно тебя («Потому что я знаю тебя! Я знаю, какая ты! Люди зря говорить не будут! Будь сама хорошая - и к тебе будут по-хорошему» и тд.) Возможно, это не ее индивидуальная черта, а черта их поколения.
Я давно переросла детские обидули. Родители - такие, как они есть и спасибо им за то, что они есть. Ещё ребёнком я знала, что к своим детям буду относиться по-другому, буду на их стороне, и пусть чужие доказывают мне, что в чем-то не прав мой ребёнок, а не наоборот. Дети всегда будут знать, что у них есть защита.
Я всегда знала, что маме можно говорить далеко не всё - было, что она намеренно использовала мои доверенные ей секреты мне во вред. Ну, знаю я это - и знаю. А то, что мне звонили мошенники, но им не удалось меня развести - какой же это секрет? Короче, стала я рассказывать, как тетка мне сказала, что она «из центрального архива Госуслуг» - и дальше мама слушать уже не стала. Сказала, что в этом вся я, она уж меня знает! Откуда я знаю, что это были мошенники? Нельзя так плохо относиться к людям и тд.
Сама удивляюсь, что мое настроение от этого не испортилось. Хотя я думала, что такие высказывания уже давно в прошлом, и что у нас в отношениях установилось какое-то равновесие. То есть меня уже не беспокоит вот это отношение ко мне, нет-нет да и прорывающееся в маминых словах. Мне важнее, какой я сама родитель.
Но меня беспокоит, что будет, если маме позвонят из «Госуслуг». Она не ведётся на «сыновей, попавших в аварию» (да у неё и нет сыновей), ещё на какие-то примитивные схемы. Но Госуслуги - это же ого-го! Тем более - официальный тон.
У мамы - супервежливое поколение. Они другие. Я даже, помню, детям объясняла - при социализме люди были другие. Вот дядя Миша, сосед, пьёт и бьет свою жену (нам приходилось запускать ее с дочкой ночевать, когда он уж очень сильно бушевал), а в советское время ему было бы стыдно так себя вести. Важно было бы, кто что скажет про него. Так что у этой оглядки «на людей» были даже и свои плюсы. Но вот они (то поколение) росли с сознанием, что вокруг них люди. Мошенники, значит, тоже люди.
Что здесь поделаешь?
Кое-как втолковала ей, что никаких архивов Госуслуг не существует.
Люди, ну нет никакого центрального архива Госуслуг!
#мошенники
#архивгосуслуг
#старики