Вячеслав и Владимир Толстопятовы
Очень хитрые, опасные и дерзкие.
В конце 60-х годов в Ростове -на-Дону преступники в масках врывались в банки, магазины, нападали на кассиров.
Стреляли на поражение при малейшем сопротивлении. 5 лет с 1968 по 1973 год «фантомасы» держали в страхе весь город прогремев своей наглостью на весь СССР.
Члены банды сами изготавливали уникальное оружие,с особой тщательностью планировали нападения и скрывали лица под масками. Именно из за масок их и прозвали фантомасами — по имени героя французского фильма про злодея в маске, популярного в те годы.
Бандиты стали городской легендой Ростова-на-Дону, следы «фантомасов» можно найти и в учебниках по криминалистике.
Другое название банды «фантомасов» — банда братьев Толстопятовых.
Лидером банды был младший Вячеслав — его брат Владимир хоть и был на 14 лет старше, но полностью ему подчинялся.
Вячеслав с раннего детства увлекался рисованием и черчением. И настолько в этом преуспел, что в 15-летнем возрасте карандашами и акварелью начал рисовать купюры , рисовал так, что отличить от настоящих их было невозможно.
В январе — феврале 1960 г. подделал с целью сбыта 17 билетов Госбанка СССР достоинством 100 рублей и 15 билетов достоинством 25 рублей каждый. 9 сторублевок и 10 двадцатипятирублевок ему удалось сбыть водителям такси или в торговых палатках, киосках.
Хотя деньги были искусно подделаны Славу все таки «взяли».
Получил он за это четыре года лишения свободы по ст. 24 Закона от 25 декабря 1958 г. «Об уголовной ответственности за государственные преступления». Остальное сделала тюрьма — там и созрела идея-организовать вооруженную банду для ограблений касс, банков...
В 1965 году Вячеслав Толстопятов разработал первый автомат , отличительной его особенностью стал переломный ствол: он откидывался на шарнире вверх, почти в два раза сокращая общую длину оружия, и приводился в боевое положение за пару секунд. Благодаря этому автомат можно было незаметно носить под одеждой или в сумках.
Позже эксперты КГБ и МВД СССР отметят, что аналогов у оружия Толстопятовых нет в мировой практике, именно на это обращали внимание адвокаты, стараясь спасти «фантомасов» от расстрела, — дескать, они могут принести реальную пользу обороноспособности Советского Союза.
В 1968 году Банда начала подготовку операций. После долгих обсуждений выработали два стандартных варианта.
Первый вариант: Один из участников банды выходит в город, останавливает машину и называет адрес, где его ждут остальные. Когда машина подъезжает, сидящий в машине приглашает их под видом друзей. Затем нейтрализуют водителя: связывают, пересаживают на заднее сиденье или запихивают в багажник. За руль садится Толстопятов-младший, который мастерски водит все марки автомобилей, едут к объекту нападения. Другие члены банды нападают, Толстопятовы же остаются в автомобиле. Захватывают деньги и скрываются. Угнанный автомобиль с водителем оставляют в неприметном, укромном месте.
Второй вариант проще. Автомобиль захватывается на месте преступления (имеется в виду автомобиль, прибывший за кассиром после получения им денег в Госбанке, или машина инкассаторов). Все вместе нападают на объект, захватывают деньги и на той же машине скрываются. С удивительной настырностью бандиты уточняли планы новых ограблений, переделывали свои автоматы, искали новые объекты нападений и каждый раз счастливое стечение обстоятельств позволяло им уйти от милиции.
Разбойные нападения совершались днем, но следов бандиты оставляли мало, свидетели давали неточные, противоречивые показания. И все-таки следственный материал накапливался: находили гильзы от малокалиберного оружия, при ограблении магазина в пос. Мирном один из трех бандитов потерял берет.
К Вячеславу Толстопятову первому начало приходить прозрение, да и в самой банде к тому моменту уже не было прежней сплоченности, и тогда Толстопятов-младший написал анонимное письмо в УВД Ростовской области, в котором намекал на подходящие условия явки с повинной.
Чтобы заинтересовать органы, он писал, что стоит на пороге открытия — изобретения пневматического оружия, стреляющего шариками. Но о «фантомасах» в милицию писали многие, поэтому письму значения не придали.
Их арестовали, почти всех и сразу, 7 июня 1973 г.Четыре преступника, вооруженных самодельными автоматами и револьверами, как всегда в масках, напали на кассиров НИИ «Южгипроводхоз», которые везли из банка зарплату для рабочих и служащих.
Сумма захваченных ими денег на этот раз была серьезной— более 125 тысяч рублей.
Но и потери тоже были внушительные- раненный охранниками Сергей Самасюк, истекая кровью, умер прямо в машине,именно это обстоятельство и помешало им вовремя скрыться.
С этого момента банда «фантомасов» и прекратила существование,началось тщательное расследования дела.
Из материалов уголовного дела — фабула обвинительного заключения:
«Братья Толстопятовы приступили к организации банды в 1964 году и действовали в двух направлениях: разрабатывали и создавали огнестрельное оружие и вербовали участников банды.
Еще на этапе планирования Толстопятовы отказались от идеи использовать оружие промышленного производства и признали, что удобнее и целесообразней вооружиться малокалиберным оружием собственного изготовления, обладая конструкторскими способностями, хорошо зная слесарное и токарное дело, братья Толстопятовы в 1964-1965 годах длительное время разрабатывали конструкции малокалиберных автоматов и пистолетов, а также ручных гранат и боеприпасов»
1 июля 1974 г. был вынесен приговор, согласно которому трое из участников банды (Вячеслав Толстопятов, Владимир Толстопятов, Владимир Горшков) получили высшую меру наказания, а остальные восемь приговорены к разным срокам тюремного заключения за пособничество или недонесение (ст. 77; 175; 196, ч. 1; 196, ч. 3 УК РСФСР).
А вот последнее слово Вячеслава Тостопятова суду:
«Если на первых порах меня одолевала страсть конструирования, то впоследствии вопрос упирался только в деньги. Ранение одного из нас выбило из колеи, непрерывное нервное напряжение, нервы подвергались тройному испытанию — это губительно действовало на разум. Я уже не мог, как раньше, думать творчески, любое событие вызывало травму, преследовал кошмар происходящего, его бессмыслие. В зависти и жадности меня упрекнуть нельзя, я привык довольствоваться малым, жить надо не ради сладости. Меня окружали люди, за всех должен думать я один. Но ничто не остается безнаказанным, особенно подлость. С моей волей я мог бы стать тем, кем хотел, но я стал преступником и несу за это ответственность перед судом». Далее Толстопятов-младший просил сохранить жизнь старшему брату. И о себе: «Мое преступление раскрыто, вину свою я признал и прочувствовал, повториться такое не может. Жизнь дается один раз. В моей жизни нет героизма, чтобы умереть с достоинством. Я прошу сохранить мне жизнь. Я принес много вреда, но могу принести и пользу».
Но жизнь ему не сохранили, приговор был приведен в исполнение.