В 21 веке России, чтобы выжить, необходимо осознать себя цивилизацией.
Прошлый век был веком идеологией. Нацизм (фашизм), коммунизм и капитализм (либерализм/демократизм) спорили за передел мира, накатывались друг на друга гигантскими цунами мировой войны, унесшими десятки миллионов жизней.
И хотя своеобразный коммунистический строй еще сохраняется в крупнейшей экономике мира - Китае, можно с уверенностью сказать, что по итогу века победила либерально-рыночная идеология демократий (в той или иной степени участия и контроля со стороны государства).
Именно это Фукуяма назвал "концом истории".
Фрэнсис Фукуяма - американский философ и политолог японского происхождения, доктор наук и профессор, прославившийся книгой «Конец истории и последний человек» (1992), где описал победу либерально-демократической идеологии, свидетельствовавшей, по его мнению, о конце истории, т.е. о высшем социальном развитии человечества, когда закончатся идеологические глобальные войны и революции.
Он был прав, ведь действительно острота "споров" про идеологическое устройство государств, обществ и мира схлынула (унеся в пучину миллионы жизней...)
Но его правота была лишь частичная. Он не увидел того, что гениально предсказал Хантингтон.
Сэмюэл Хантингтон представитель американской социологии, политолог, написавший статью (1993), а затем и книгу (1996), "Столкновение цивилизаций", где предсказал разделение мира по границе этнокультурных цивилизаций.
И действительно, если в 20 веке "водораздел" столкновения мировых держав проходил между идеологиями, то в 21 веке отчасти те же державы продолжают соперничать, сталкиваясь в гибридных войнах, но параллельно видна нарождающаяся напряженность на границе глобального юга и мусульманского мира.
Предсказание Фукуямы не сбылось. Почему?
Идеология - это набор искусственных экономико-политических учений.
Идеологии рождались в виде концепций общественного строя в умах отдельных (!) ученых или политиков.
Почему же они захватывали умы миллионов?
С одной стороны, они давали хотя бы какие-то ответы на объективные вопросы к существовавшему тогда мироустройству. К началу 20 века мир имел гигантскую потребность в изменении: закостенелые империи доживали последние дни.
С другой стороны, массовое образование (в первую очередь появление большого количества умеющих читать), родило первые в мире массмедиа - газеты. Не подготовленные еще мозги, лишь недавно научившиеся читать и не обладающие необходимым критическим мышлением и кругозором, оказались подавлены веками пестовавшимися способностями элиты убеждать, манипулировать и подавлять.
Появившееся чуть позже радио позволило "обрабатывать" даже тех, кто не покупал газет или до сих пор не умел читать. Еще вчера бывшие неграмотными массы оказались беззащитны перед натренированными дворцовыми интригами высшими классами.
Однако развитие образования на протяжении 20 века, успехи в гуманитарных науках и общей гуманизации в конечном итоге позволили достаточной части населения мира сбросить с себя идеологический морок.
Правда водораздел между группами стран, по которому проходило идеологическое противостояние, не пропал.
Фукуяма ошибся, а Хантингтон оказался прозорливей: идеологии приживались не просто так, а на удобренной почве национального самосознания.
Противоречия, вызывавшие противостояние держав, лежали глубже искусственности поверхностных идеологий. Они крылись в глубинных цивилизационных ценностях и установках.
Столкновение цивилизаций
За сто лет до Хантингтона, русский социолог, культуролог и публицист Николай Данилевский, анализируя противоречия России и Европы, заложил основы цивилизационного подхода, проникнув в его суть. Данилевский говорил о культурно-исторических типах (по-сути, цивилизациях).
Культурно-исторические типы по Данилевскому представляли собой близкие друг к другу социальные общности (нации, страны), т.е. общности, развивавшиеся в едином историческом и культурном процессе, объединенные религией, культурой (наукой, искусством), политикой, экономическим укладом.
Именно эти четыре составляющие и образуют глубинные различия цивилизаций.
В силу разнонаправленного развития культуры, политики, религии и общественного уклада рождаются ценностные противоречия между разными культурно-историческими типами, и тогда на границе соприкосновения цивилизаций происходит "трение".
Цивилизация, в отличие от идеологии, базируется на мировоззрении, где стержнем являются ценности разделяемые и воспроизводимые большинством общества.
Цивилизации, это не искусственный налет чьих-то идей. Это живой социальный организм, состоящий из культурно близких наций и стран, которые синхронно развиваются в едином потоке саморегулиции и самоорганизации.
Единое развитие подразумевает схожие исторические процессы, духовные достижения, социальные и политические традиции.
Будущее России
Без понимания глубинных цивилизационных процессов, которые будут менять мир в 21 веке, шансы на отстаивание собственных интересов крайне малы.
Поэтому, если Россия и близкие ей народы не осознают себя полноценной цивилизацией, то они обречены на перемалывание, растаскивание и размытие другими цивилизациями, на полную утрату суверенитета.
Только осознав свою общность, целостность и объединяющие начала у нас есть будущее.
- - - - - - - - -
⬇️Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи, ставьте лайк 👍 и пишите с чем (не)согласны💬.
Читайте также:
1. Куда мы идем?
2. Ошибку, которую не нужно повторять
3. Постановка проблемы