Найти в Дзене
Чтобы мозг не уснул

Таня

Каждое утро, перед тем, как начать урок, наша учительница, Екатерина Ивановна спрашивала: - Ребята, кто вчера получил письмо с фронта? Те, кто получал письма, читали их вслух, мы все вместе переживали события, которые описывались в письме: радовались победам, огорчались, если дела шли не очень хорошо. Сегодня письмо принесла я. Накануне мы получили его от брата Пети, который уже давно был на фронте. У него все было хорошо. Но все равно, это письмо было страшным. - Неужели никто не получил письмо? - спрашивала наша учительница. Я медленно поднялась с места. - Мы получили письмо. Только...Екатерина Ивановна, прочитайте его сами! Учительница внимательно посмотрела на меня и взяла серый, исписанный мелким почерком брата листок. -Дорогие мои родные: мама, сестренки Шура и Валентинка! - читала Екатерина Ивановна. У меня все хорошо, мы бьем врага и идем дальше. Гоним его от столицы нашей Родины. Я здоров, чего и вам желаю. Дорогие мои родные! Сегодня мы освободили подмосковное село Петрищево.
фото из интернета
фото из интернета

Каждое утро, перед тем, как начать урок, наша учительница, Екатерина Ивановна спрашивала:

- Ребята, кто вчера получил письмо с фронта?

Те, кто получал письма, читали их вслух, мы все вместе переживали события, которые описывались в письме: радовались победам, огорчались, если дела шли не очень хорошо.

Сегодня письмо принесла я. Накануне мы получили его от брата Пети, который уже давно был на фронте. У него все было хорошо. Но все равно, это письмо было страшным.

- Неужели никто не получил письмо? - спрашивала наша учительница. Я медленно поднялась с места.

- Мы получили письмо. Только...Екатерина Ивановна, прочитайте его сами!

Учительница внимательно посмотрела на меня и взяла серый, исписанный мелким почерком брата листок.

-Дорогие мои родные: мама, сестренки Шура и Валентинка! - читала Екатерина Ивановна. У меня все хорошо, мы бьем врага и идем дальше. Гоним его от столицы нашей Родины. Я здоров, чего и вам желаю. Дорогие мои родные! Сегодня мы освободили подмосковное село Петрищево. Когда мы вошли в него, увидели на площади виселицу, а на ней повешенную девушку. На груди у девушки был плакат с надписью "Партизан". Она была вся изранена, потому что фашисты пытали ее страшными пытками. Местные жители рассказали нам, что девушка сказала только, что ее зовут Таня. Больше фашисты ничего от нее не добились. Таню жгли, били, водили по морозу босиком, но девушка ничего не рассказала фашистским извергам. Партизанку мучили всю ночь, а утром, согнав жителей деревни на площадь, повесили ее. Перед смертью Таня успела крикнуть:

- Мне не страшно умирать за свой народ! Бейте оккупантов!

Мы похоронили партизанку Таню с почестями и поклялись над ее могилой, что отомстим за нее.

Как вы там живете? Когда получали письмо от папы и Вани? Пишите все.

Ваш сын и брат Петр

Екатерина Ивановна закончила читать письмо. В классе стояла тишина. Мальчишки хмурились, кое- кто из девочек вытирал слезы. И тут из-за парты встал Миша Горбачев. Он хорошо учился, был рассудительным и умным. Миша сказал:

- Мы тоже отомстим фашистам за Таню! Как мы можем отомстить: мы будем хорошо учиться, помогать старшим в работе! Я клянусь, что буду учиться на " отлично"!

И весь класс заговорил разом, все поддержали Мишу. А некоторые предложили убежать на фронт или к партизанам. Но Екатерина Ивановна сказала:

- Миша прав. Хорошей учебой, помощью старшим товарищам вы внесете свой вклад в приближение Победы над врагом. Некоторые из вас работают, шьют и вяжут вещи для бойцов. Этим вы помогаете фронту и этим вы отомстите за партизанку Таню.

И мы поклялись быть такими же смелыми и бесстрашными, как Таня, хорошо учиться и выполнять задания для Победы, какими бы они не были трудными.

С тех пор, когда кто-нибудь не мог справиться с заданием, его спрашивали: " а как же Таня? Она смогла, и ты сможешь!" И это очень помогало нам и в учебе, и в жизни. Миша Горбачев сдержал свою клятву: он закончил школу на " отлично", а потом поступил в военное училище и дослужился до генерала. Мы с сестрой, когда нам приходилось трудно, тоже говорили друг другу: " А как же Таня?" И у нас появлялись силы, трудности отступали. Так, неизвестная, но отважная и смелая партизанка Таня помогала нам жить в тяжелое военное время.

Однажды Екатерина Ивановна пришла в класс с газетой "Правда". В газете была опубликована статья военного корреспондента Петра Лидова " Таня". Там же была и посмертная фотография Тани с обрывком веревки на шее. И мы увидели ее, ту девушку, ту храбрую партизанку, о которой в страшном письме писал мой брат. Она была совсем молоденькой, такой красивой и такой отважной.

Екатерина Ивановна прочитала нам статью. Мы узнали о подвиге Тани, о последних часах ее жизни. Девушка была партизанкой, говорилось в статье, она подожгла несколько домой и конюшню. Но ее схватили. Привели в дом и стали спрашивать девушку о ее задании. Она молчала. Тогда фашисты стали бить ее ремнем, но она даже не стонала, только в кровь искусала все губы. В статье было написано все так же, как написал в своем страшном письме мой брат. И мы еще раз поклялись быть такими же смелыми и отважными, как партизанка Таня. И клятву эту мы выполняли.

Потом, в феврале 1942 года, мы прочитали еще одну статью Петра Лидова, которая называлась" Кто была Таня" . В этой статье говорилось о том, кто на самом деле была партизанка Таня. Эту девушку звали Зоя Космодемьянская. Она была ученицей 10 класса школы 201 Октябрьского района города Москвы. Ей было 18 лет. Мы были немного моложе ее, но равнялись на Зою, стараясь представить, как бы она поступила на нашем месте. И всегда бесстрашная и храбрая Зоя помогала нам принять верное решение.

Потом, когда я выросла, закончила школу и вышла замуж, у меня появилась дочь, а потом внук. Конечно, я рассказала им о бесстрашной Зое и показывала письмо брата, которое долго хранилось у нас в семье.

Однажды мы с внуком были в Москве на экскурсии. Неожиданно он сказал:

-Бабушка, здесь ведь недалеко до села, где погибла партизанка Зоя? Поедем туда.

Я удивилась.

- Ты помнишь о Зое? - спросила я своего девятилетнего внука. Он внимательно и серьезно посмотрел на меня, и ответил:

- Разве о таком можно забыть?

Мы поехали в Петрищево. Местные жители показали нам место казни. Потом мы пошли туда, где было первое захоронение Зои. На окруженной высокими стройными соснами поляне стоял простой обелиск с надписью. Мы долго стояли там. Я молчала и думала о том, что много лет назад мой брат стоял на этой земле. Внук тоже молчал, и я подумала:" Быть может, и он дает такую же клятву храброй девушке, которую когда-то дала я и которая всю мою жизнь помогала мне".

-2