Найти тему
Пульт.ру

Неоднозначный лидер, мало жанров, нет Queen и Linkin Park: каким получился топ-100 альбомов Apple Music

Оглавление

С 13 по 22 мая сервис Apple Music публиковал список лучших альбомов всех времен — каждый день по десятку релизов. Когда наконец были объявлены верхние позиции, интернет переполнили многочисленные обсуждения и возмущенные комментарии. Почему такое странное первое место? Почему Тейлор Свифт в списке есть, а Фредди Меркьюри нет? Почему так мало электроники? Мы изучили топ-100 Apple Music и делимся своими наблюдениями.

Кто на вершине

Лидер удивил практически всех: на первое место поставили Лорин Хилл с ее первым — и единственным — студийным альбомом «The Miseducation of Lauryn Hill» (1998). Особенно много недоумевающих комментариев было в русскоязычной среде. В отличие от хип-хопа, соул и R&B в нашей стране так и не стали массово любимыми. При этом нельзя сказать, что Хилл совсем никто не слушает, она даже выступала на «Пикнике “Афиши”» в 2012-м. Но и сама Лорин, и ее группа The Fugees не так известны в России, как в США. И это при том, что из The Fugees вышла не только Хилл, но и еще один популярный исполнитель — рэпер Вайклеф Жан.

В то же время «The Miseducation of Lauryn Hill» — действительно выдающаяся пластинка. Ей сложно дать четкое жанровое определение — это и R&B, и соул, и хип-хоп, и даже немного регги. За него Лорин Хилл абсолютно заслуженно получила «Альбом года» на «Грэмми». Еще в 2007-м он попал в топ-200 «альбомов всех времен», составленный Залом славы рок-н-ролла. В «The Miseducation of Lauryn Hill» черпали вдохновение сотни музыкантов, не похожих друг на друга — от Канье Уэста и Дрейка до Bastille и Florence and the Machine. Лорин Хилл поблагодарила Apple Music за столь высокое признание своих трудов, но также попросила не забывать об артистах, которые вдохновляли ее саму.

Кто еще есть

В отличие от первого места, второе и третье вряд ли у кого-то вызовут вопросы — это «Thriller» Майкла Джексона (1982) и «Abbey Road» The Beatles (1969). Четвертая строчка, доставшаяся Принсу с «Purple Rain» (1984), тоже логична и понятна. А вот дальше уже интереснее: топ-5 замыкает Фрэнк Оушен с альбомом «Blonde» (2016). Оушен — выдающийся исполнитель, развивший R&B до потрясающих высот, показавший новую сторону жанра. Но в последнее время Фрэнка больше вспоминают в связи с провальным сетом на фестивале Coachella-2023 и долгим молчанием — после «Blonde» певец так ничего и не выпустил, хотя от него уже давно ждут нового материала.

Высокая позиция «Blonde» дала еще один повод для споров: можно ли вообще включать в списки «лучшего в истории» музыку, выпущенную менее десяти лет назад? Apple Music дают утвердительный ответ: «Blonde» — даже не самый «свежий» во всем топе. В нем нашлось место и более поздним работам: «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?» Билли Айлиш (2019) на 30-й строке, «Norman F**king Rockwell!» Ланы Дель Рей (2019) на 79-й, «Flower Boy» Tyler, The Creator (2017) на 92-й, «Astroworld» Трэвиса Скотта (2018) на 98-м. Это неоднозначный момент: с одной стороны, музыка должна пройти проверку временем, с другой — игнорировать нынешних творцов тоже как-то нехорошо.

Адель и Леди Гага, может быть, ощущаются как современные звезды. Но их альбомы «21» (15-е место) и «The Fame Monster» (89-е), попавшие в топ, вышли в 2011-м и 2009-м соответственно — то есть 13 и 15 лет назад. То же у Arctic Monkeys с «AM» (2013, 59-е место) или Кендрика Ламара с «Good Kid, M.A.A.D City» (2012, 7-е место). Интересная ситуация возникла с «1989» Тейлор Свифт (18-е место): в октябре альбому исполнится 10 лет, так что, в общем, это уже классика. Но в списке Apple Music фигурирует не он, а перезаписанная версия 2023 года. Мало того, что само наличие Свифт не всем понравилось, так еще и многие считают, что перезапись «1989» проигрывает оригиналу. И в топе она, скорее всего, оказалась ради того, чтобы не злить фанатов Тейлор: певица перезаписывает свои старые альбомы, чтобы вернуть себе права на них.

И все же большая часть подборки Apple Music состоит из бесспорной классики. Даже первая десятка: шестая строчка — у «Songs in the Key of Life» Стиви Уандера (1976), восьмая — у «Back to Black» Эми Уайнхаус (2006 — и это было 18 лет назад), девятая — у «Nevermind» Nirvana (1991). Замыкает десятку относительно новый альбом — «Lemonade» Бейонсе (2016), но, учитывая вклад Бейонсе и влияние «Lemonade» на индустрию, он не так уж возмутил меломанов. Именно после этой пластинки появилась мода на визуальные альбомы. Кстати, Бейонсе фигурирует в списке дважды — «Beyonce» (2013), сделавший пятницу «релизным днем», разместился на 36-й позиции. Кроме Бейонсе, дважды отметили The Beatles («Abbey Road» на 3-м месте и «Revolver» на 21-м), Принса («Purple Rain» на 4-м месте и «Sign o' the Times» на 51-м), Стиви Уандера («Songs in the Key of Life» на 6-м месте и «Innervisions» на 44-м) и Radiohead («OK Computer» на 12-м месте и «Kid A» на 33-м). Dr. Dre тоже на двух местах, но в разных «форматах»: его сольный альбом «The Chronic» (1992) — на 19-й позиции, а «Straight Outta Compton» его бывшей группы N.W.A. (1988) — на 70-й.

Конечно, без легенд рока не обошлось: «Highway 61 Revisited» Боба Дилана (1965) разместили на 14-й строчке, «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars» Дэвида Боуи (1972) — на 24-й. Не забыли и про The Rolling Stones, и про Led Zeppelin, и про Pink Floyd — первым дали 53-е место с «Exile on Main Street» (1972), вторым — 27-е с «Led Zeppelin II» (1969), третьим — 28-е с «The Dark Side of the Moon» (1973). Рок-фанатов обрадуют и Guns N’ Roses с «Appetite for Destruction» (1987) на 52-й строчке, и «Back in Black» AC/DC (1980) на 90-й.

Кого немного забыли

Много лет в подобные списки попадали в основном представители рока. Особенно этим славился журнал Rolling Stone — впрочем, в 2020-м издание обновило свой топ, добавив больше хип-хопа, соула и поп-музыки. Похоже, что так же рассуждали и создатели подборки Apple Music — у них немало пересечений с обновленным топом Rolling Stone. Кроме Dr. Dre и Трэвиса Скотта, из рэперов здесь отметили Эминема с «The Marshall Mathers LP» (2000, 80-е место), 50 Cent с «Get Rich or Die Tryin» (2003, 82-е место), Канье Уэста с «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» (2010, 26-е место). Но давно известно, что благие намерения далеко не всегда ведут к положительным результатам.

Наверное, это хорошо, что рокеры перестали доминировать над всеми остальными музыкантами — но жанровая ограниченность осталась. Если хип-хоповых пластинок в списке целых 21, а рок-релизов — 18, то джаз представлен… лишь тремя работами: «Kind of Blue» Майлза Дэвиса (1959) на 25-м месте, «A Love Supreme» Джона Колтрейна на 54-м и «I Put a Spell on You» Нины Симон (1965) на 88-м. Металу досталась и вовсе одна (!) строчка — 69-я, с «Master of Puppets» от Metallica. С электроникой, регги и кантри тоже грустно.

Помимо жанров, очень бросается в глаза что это англо-американский список. 63% топа принадлежит артистам из США, 22% — из Великобритании. Даже остальную Европу практически проигнорировали: за нее отвечают французы Daft Punk с «Discovery» (1997) на 23-й строчке, исландка Бьорк с «Homogenic» (1997) на 45-м месте, немцы Kraftwerk с «Trans-Europe Express» (1977) на 71-й позиции и шведка Робин с «Body Talk» (2010) на 100-й. Мы тоже в шоке, что Швецию представляют не ABBA — хотя Робин и прекрасная певица. Разумеется, никого из Восточной Европы и стран бывшего СССР в топ не включили.

Не можем не заметить, что те же «Homogenic» и «Discovery» — англоязычные альбомы: у артистов, поющих на других языках, почти не было шансов попасть в сотню. Даже если это распространенный язык вроде испанского: за всю Латинскую Америку отдувается один пуэрториканский рэпер Bad Bunny с «Un Verano Sin Ti» (2022). А азиатских и африканских музыкантов в списке не оказалось вообще (да, BTS и k-pop тоже проигнорировали). Кроме ABBA, в топ не попало ни одного альбома Queen, The Doors, Depeche Mode, Sparks, Linkin Park, Оззи Осборна, Мэрайи Кэри, Уитни Хьюстон, Арианы Гранде, Дуа Липы, The Weeknd и других, мягко говоря, не последних артистов. Если вам кажется, что современных исполнителей в подобные подборки включать рановато, то вспомните о наличии Билли Айлиш и Ланы Дель Рей.

Кто его составлял и зачем это было нужно

Обычно списки альбомов делают музыкальные издания. У Apple Music другая ситуация — это не журнал и не портал, а стриминговый сервис. Есть мнение, что топ-100 создавался исключительно в целях рекламы: да, его много ругают, но и обсуждают — а значит, продвигают Apple Music. Кроме команды стримингового сервиса, над составлением «горячей сотни» работали несколько артистов. Возможно, даже ваших любимых — среди них были Фаррелл Уильямс, Charli XCX, кантри-певица Марен Моррис и колумбийская звезда Джей Бальвин. Создатели подчеркнули, что топ никак не связан с количеством прослушиваний на сервисе Apple — и вообще числом прослушиваний на каком-либо стриминге.

Будем честны: любая подборка «самого-самого» будет восприниматься неоднозначно и вызовет множество споров. В мире огромное количество отличной и даже великой музыки, уместить ее в один список нереально — в том числе если увеличить его до 500 или 1000 позиций. Обязательно кого-нибудь да забудут, а кого-то, наоборот, «незаслуженно» добавят. Какими бы противоречивыми ни были подобные материалы, у них есть одна важная функция: они знакомят молодых и начинающих меломанов со множеством отличной музыки. Так что, при всех претензиях к Apple Music, мы всецело поддерживаем эту инициативу. Пусть каждый журнал и сервис составит свой топ, чтобы как можно больше людей услышало хорошие альбомы.

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ