18 мая в музее им. А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина была организована программа «Слово молодым, прирученная к всероссийской акции «Ночь в музее». В рамках данной программы студенты Казанского государственного института культуры открыли выставку «И были день, и ночь, и было утро». На выставке были представлены работы по живописи ,графики, каллиграфии, театральным эскизам, коллажам и изделиям из текстиля и керамики. Выставка работ сопровождалась анализом произведений , благодаря которым гостям выставки удалось лучше понять задумку художников и пополнить свои знания об искусстве.
Представляю вашему вниманию один из анализов представленных на выставке, а именно анализ работы Соловьевой Дарьи «Удмуртские сказки и легенды».
Материалы : Ткань льняная, грунт акриловый, акриловые краски.
Формат 44 (см.) х 44 (см.).
Птицы являются важным элементом каждой сказки и легенды ,любого народа населявших когда либо землю. Их значение варьируется от положительного к отрицательному. На данной работе изображена птица-дева ,ее строгий взгляд обращенный на нас ,гармонично сочетается с ее эффектной позой, напоминающий элемент современного танца , длинные ноги птицы украшены национальными мотивами Удмуртии и представлены с вполне современными туфлями ,некая сказка на современный лад. Крылья направленные в разные стороны придают динамику композиции.
Среди птиц удмурты почитали лебедя, гуся и утку — именно их чаще всего приносили в жертву богам .Птица изображенная здесь ,скорее всего является лебедем , удмуртская царевна лебедь с долей готики.
Что же еще может указать нам , на то ,что перед нами героиня удмуртской сказки или легенды .Конечно же удмуртский айшон, он был аналогичен русскому кокошнику, мордовскому панго, марийскому шымакшу. Его высота колебалась от 7 до 35 см.Берестяная основа айшона обшивалась холстом или кумачом и спереди украшалась монетами, бусами, бисером.
"Традиционная модель мира в представлениях удмуртов была трихотомической по своей природе н включала верхний, средний и нижний миры. . Для каждого яруса мироздания соответствовал свой цвет. Для нижнего - черный, для среднего - красный, для верхнего - белый. Эта классическая цветовая триада читается как вечная формула: земля - черная, солнце - красное, и все это - Белый свет. Чёрный цвет является символом земли и стабильности ,красный — цветом солнца и символом жизни, белый — символом космоса и чистоты нравственных устоев.
Обобщенный образ белого лебедя, или человеко-птицы, является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа — мифология удмуртского, русского, татарского и других народов Удмуртской Республики.
Солярные знаки, по преданию, оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, малые — космическим
Образ человека-лебедя, или человека-птицы очень распространен в мифах, легендах и сказках удмуртского народа (Донды-Батыр превращается в белого лебедя и т.д.). Лебедь в удмуртской мифопоэтической традиции выступает как особый мифический классификатор и символ божественной верховой сущности, неба, солнца, свободы, жизни, изобилия, подъема, взлета, вдохновения, связующего начала между космическими сферами, души и духа жизни".
Анализ работы : Саттарова Рита.