Первым истребителем пятого поколения стал американский F-22А. Он же во многом определил облик боевых машин данного класса (Су-57, J-20, KF-21) на десятилетие вперед.
Первый полет выполнен в 1993 году, а в 2005 истребитель был принят на вооружение американских ВВС.
Самолет сочетал в себе передовые технологии, недоступные тогда никому, кроме самих США.
Особенная конструкция планера, состав материалов и специальное поглощающее покрытие обеспечили непревзойденную тогда скрытность
от радиолокаторов и в тоже время высокие маневренные показатели.
В составе планера используется не менее 40% композитных материалов, все остальное титан и алюминий.
Кроме того, приняты меры по снижению заметности в инфракрасном спектре. Так, сопла двигателей выполнены из теплопоглощающей керамики и имеют плоскую форму.
Двигатели истребителя обеспечивают сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Это порядка 2000 км/ч. Максимальная же скорость составляет 2400 км/ч. Вектор тяги управляется в вертикальной плоскости, обеспечивая высокую маневренность.
Для справки, это самый маневренный иностранный самолет
и единственный за рубежом, выполняющий кобру Пугачева.
Истребитель оснащен бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой, которая может работать одновременно по воздуху и поверхности. Дальность обнаружения цели типа крылатая ракета до 125 км, типа истребитель – около 250 км. Инструментальная дальность обнаружения примерно 500 км.
Имеется режим скрытной работы локатора с использованием сложных сигналов. В этом режиме противник "Раптора" не сможет понять, что его обнаружили.
Есть защищенные средства обмена информацией с другими самолетами, это обеспечивает высокую ситуационную осведомленность.
Из соображений скрытности на истребителе отсутствуют активные средства РЭБ. Для защиты самолет оснащен станцией предупреждения об облучении и автоматами отстрела ложных целей.
Системами истребителя управляют два отказоустойчивых компьютера.
Вооружение самолета представлено управляемыми ракетами класса «воздух–воздух» типа AMRAAM и Sidewinder, а также управляемыми авиационными бомбами. Имеется 20-мм автоматическая пушка. Вооружение размещено во внутренних отсеках.
Масса полезной нагрузки – порядка 10 тонн, максимальная взлетная – 38 тонн.
Боевой радиус без дозаправки в воздухе порядка 700 км.
Потолок 20 км.
Первое боевое применение истребителя состоялось в 2014 году в Сирии при нанесении ударов по объектам в районе города Ракка. В дальнейшем его применение в этой стране продолжилось.
Кроме того, "Рапторы" использовались в Афганистане также для нанесения ударов по наземным объектам.
Единственное применение по воздушным целям – это китайский метеорологический зонд над Атлантическим океаном.
На сегодняшний день – это самый дорогой истребитель в мире. Его полная стоимость составляет порядка $400 млн.
"Раптор" имеется на вооружении только у США. Экспорт истребителя запрещен. Хотя и желающих приобрести его кроме Японии не было.
Всего было произведено 195 самолетов. Последний выпущен в 2011 году.
В настоящее время взгляды военного руководства США по развитию истребительной авиации направлены на создание легких универсальных относительно дешевых и в то же время эффективных машин. Одной из реализаций таких взглядов является F-35.
Кроме того, по сообщениям существует программа создания истребителя 6 поколения. Детали программы, как и облик перспективного самолета не публикуются.
Однако предполагается, что это будет система, состоящая из пилотируемой платформы и ведомых дронов, функционирующих в единой сети.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии, до новых встреч.