Борис Ельцин не сумел вывести страну из глубокого кризиса ни после успеха августа 1991 года, ни после «победы» в октябре 1993 года. В 1994 году положение дел не улучшилось по сравнению с 1992 -1993 годами. Хотя инфляция с февраля 1994 годка стала притормаживать за счет некоторой умеренности в бюджетных расходов, которых сумел добиться Министр финансов Федоров. К этому времени в странах Восточной Европы, проводивших ту жесткую монетарную политику, за которую ратовали Гайдар, Федоров, Илларионов, третий год реформ становился годом стабилизации и роста ВВП. У нас он стал годом сплошных разочарований.
В один мрачный октябрьский вторник 1994 года рубль на валютной бирже вдруг рухнул. Подешевев в отношении доллара примерно на треть, наша валюта сделала тем самым россиян разом на треть беднее. Октябрьская катастрофа 1994 года была не столь уж страшной на фоне экономических трудностей 1992-1993 годов, но она показала Ельцину и Черномырдину, что их жизнь как руководителей столь, же неудачна, как личная жизнь вкладчиков МММ.
Во главе всего экономического блока правительства был поставлен Анатолий Чубайс, который должен был взять финансы страны в ежовые рукавицы. «Черный вторник» должен был привести в чувство правителей на предмет экономических реформ. Но они в декабре 1994 года вляпались в силовую попытку решить вопрос о Чечне, которая оказалась на десятилетия пострашнее «черного вторника». Но осознать, во что мы вляпались в декабре 1994 года власть была неспособна.
6 декабря 1994 года состоялось заседание Совета безопасности, на котором окончательно было принято решение стремительными действиями российских войск начать и закончить войну «двумя батальонами». (Грачев мечтал «подарить Чечню» России к Новому Году. ) А глава МИДа Андрей Козырев четко сформулировал идею: успеем провести операцию до окончания Рождества.
Под грохот взрывов страна бурно праздновала Новый год, хотя вступление в 1995 год не предвещало ровным счетом ничего хорошего.
В 90-е годы государство лежало в руинах. 90% предприятий страны не платили налоги, не платили заработной платы рабочим. Задержки зарплат бюджетников составляли 2 -3 месяца. ВВП в 1995 году составлял менее 400 млн. долларов. Доходы государства составляли 37 млрд. долларов, расходы 52 млрд. Государственная казна была пуста, а военные действия так же требовали денег. «Черный вторник» показал, что российская экономика по-прежнему слаба. И перспективы на ее оживление просматривались слабо при цене на нефть в 16 долларов за баррель.
А 1995 год был важным в политическом отношении. В декабре должны были состояться выборы во вторую Думу, а весной 1996 года должна были стартовать выборная президентская компания. И депутаты и правительство хотели сохранить себя во власти, нужно было «взбодрить электорат» денежными вливаниями. Депутаты Думы разрешили правительству продолжить приватизацию, что бы пополнить бюджет на 1 млрд. долларов. Но запретили проводить приватизацию стратегически важных отраслей хозяйства – металлургию, нефтянку и добычу газа. Приватизация во всех посткоммунистических странах проводилась медленно, за реальные деньги и тем, кто способен стать стратегическим инвесторам. Он должен быть способен вложить деньги в дело и реконструировать неэффективные государственные предприятия. Но в России пошли по иному пути: собственность приватизировали быстро, через ваучеры и в основном трудовыми коллективами и практически за бесценок. А у коллективов денег на развитие не было. Заводы и фабрики после приватизации не стали работать лучше. Чубайс позже открытым текстом признавался, что главная цель приватизации – не заработать деньги, а «отдать бесплатно, с приплатой, потому что каждый проданный завод – это гвоздь в крышку гроба коммунизма».
В начале 1995 года рубль немного укрепился. Загадка внезапно обретшего твердость рубля объяснялась чрезвычайно просто. Опыт МММ и других финансовых пирамид образца 1994 года Чубайс распространил на всю финансовую систему страны, чтобы обеспечить ее финансовую стабильность. Государство начало выпускать под большие проценты ГКО (Государственные Краткосрочные Обязательства)
Правительство было обязано Думой пополнить бюджет на 1 млрд. долларов, но при условии не трогать стратегических предприятий. Начался лихорадочно поиск выхода.
И тут в правительстве появился посланец банкиров Владимир Потанин и предложил выход: банки могут выдать кредит правительству под залог акций запрещенных к приватизации добывающих предприятий. Кредитор формально не приобретал в собственность стратегические предприятия, а получал в залог кредита акции предприятий, которые государство имело право себе вернуть.
Ельцина удалось убедить и он 31 августа подписывает указ о проведении залоговых аукционов, при условии, что правительство получит реальные деньги - доллары! По сути, правительство нарушило запрет Думы на приватизацию стратегических предприятий и решило фактически продать их с «черного хода». Так как денег на возврат кредита у правительства нее было, и заложенные предприятия должны были перейти в собственность кредиторов.
Иначе говоря, одна часть государства в лице правительства пыталось на хромой козе объехать другую часть государства в лице депутатов Думы.
Но «фищка» заключалась в том, что вся афера с залоговыми аукционами фактически была проведена на государственные деньги. В банках, принявших участие в залоговых аукционах, хранились государственные деньги! В «ОНИКСИМ-банке» Потанина - хранились средства, заработанные Таможней и Госкомимуществом, в «Столичном» Смоленского, в «Мост», Гусинского - хранились деньги Московского правительства,, «Менатеп», Ходорковского - хранил средства Министерства финансов, в «Альфа-банке» Михаила Фридмана - хранились средства налоговой инспекции и т. д.
Можно ли считать эти залоговые аукционы после этого законными?
В итоге государство получило какие-то деньги, но одновременно удалось решить еще одну задачу. Банкиры теперь оказались привязаны к правящей группировке. Ясно было, что. Если в будущем году на президентских выборах победит Ельцин, то у государства «не найдется денег на выкуп заложенной собственности. Если же победит Зюганов, то…кто его знает?
Банкиры должны были, в том числе и деньгами, поддержать Ельцина на выборах 1996 года, что, они, кстати, и сделали уже через несколько месяцев. Но об этом позже.
Ельцин, мало что уже соображавший, был шокирован результатами выборов в Думу второго созыва. Вот тогда и появилось знаменитое ельцинское утверждение : «Во всем виноват Чубайс»! Чубайс был вынужден покинуть правительство.
Но после президентских выборов 1996 года, победу Ельцина фактически обеспечил Чубайс, руководя «параллельным» предвыборным штабом. И в 1996 году он возглавил администрацию президента, т.е. поднялся на ступень выше в бюрократической иерархии.
Президент В.В. Путин неоднократно заявлял, что «пересмотра приватизации не будет». Но, кажется, пошла «движуха» в этом направлении. Я имею в виду «дело MAKFA». Не за горой и дело о «залоговых аукционах».
Прав был старик Маркс, что "в основе любого капитала всегда лежит преступление".
Как говорил Остап Бендер: «Лед тронулся, господа присяжные и заседатели»!
P. S. Но, пока это едва прослеживается на практике. Недавно произошла приватизация "Росспиртпрома". А спирт, это не только водка, (Хотя доходы от продажи государству не помешали бы.) но и стратегический продукт для военных целей. Для одного военного самолета его требуется около 300 литров. А кроме этого, еще и медицина. И опять кто-то на поставках спирта МО будет наживаться. Доиграются в приватизацию в условиях военных действий.