Из-за большого и недружелюбного соседа на востоке страны Балтии предпочли бы быть скандинавскими, пишет Фрэнк Джейкобс — журналист, писатель и блогер, обозреватель журнала Big Think «Странные карты».
Как следует из названия и как показывает диаграмма Эйлера, Балтоскандия - это смесь трех балтийских государств (Литвы, Латвии и Эстонии) с тремя скандинавскими (Данией, Швецией и Норвегией), плюс Финляндия.
Финляндия не является Скандинавией
Как и положено диаграммам Эйлера, эта диаграмма очень хорошо иллюстрирует сходства и различия между различными регионами - в данном случае, между регионами Северной Европы.
Хотя Финляндию часто включают в диаграмму, Скандинавия sensu strictu состоит только из Дании, Швеции и Норвегии. Эти три страны говорят на родственных языках, которые Финляндия разделяет с Эстонией (финно-угорская группа), а Литва - с Латвией (балтийская группа).
Финляндия входит в Северный клуб, в который также входят три скандинавские страны, Исландия и Фарерские острова.
Как и Фарерские острова, Гренландия входит в состав Датского королевства, но, в отличие от этого архипелага, не является одной из стран Северной Европы.
Но вернемся к Балтоскандии, которая на схеме включает в себя всех, кроме Гренландии, Фарерских островов и Исландии (хотя на многих картах Исландия включена в клуб).
По сравнению с другими устоявшимися политическими, языковыми или географическими категориями на диаграмме, Балтоскандия - это относительное небытие, которое, тем не менее, будет праздновать свое несуществование через четыре года.
Балтоскандия была придумана в 1928 году Стеном де Геером, шведским профессором географии. Он предположил, что для этой группы стран существует нечто большее, чем просто географическая близость и культурное сходство: сотрудничество между ними может иметь экономические, военные и политические аспекты.
Сила в количестве против имперских замыслов
Хотя искра была шведской, огонь, который она зажгла, был в основном балтийским. Время - важная причина популярности предполагаемой «Балтоскандской конфедерации»: Мы находимся в эпоху Интербеллум, между Первой и Второй мировыми войнами. После столетий иностранного господства, сначала немцев, затем русских, три балтийские страны впервые в своей истории стали хозяевами в своих собственных домах.
Для новых независимых эстонцев, латышей и литовцев Балтоскандия представляла возможность присоединить свои зарождающиеся государства к другим маленьким странам по другую сторону моря и найти силу в количестве. Потому что их могущественные соседи - теперь Советский Союз, а вскоре и нацистская Германия - имели имперские замыслы в отношении их региона.
Назовите это проклятием истории, но страхи легче воплотить в жизнь, чем надежды. Конфедерация так и не была создана, а две соседние империи вернулись. В 1940 году русские, теперь уже под советским знаменем, вновь оккупировали Прибалтику. В 1942 году туда пришли нацисты, но в 1944 году их снова вытеснила Красная армия. Советы оставались до тех пор, пока сам СССР не распался в 1991 году.
Смогла бы Балтоскандская конфедерация, будь она всё же создана, помешать Сталину откусить кусок от Прибалтики? Кто знает. По крайней мере, это дало бы ему повод задуматься: вторжение означало бы войну со Швецией, старым врагом России на Балтике, которая всё ещё обладала мощным военно-морским флотом. Кроме того, возобновился бы конфликт с Финляндией, которая оказалась грозным противником в Зимней войне (1939-40 гг.).
Что касается прибалтов, то их связь со Скандинавией заслуживала ещё одного шанса. Одним из первых событий в новой независимой Прибалтике стало создание в Литве Академии Балтоскандии (Baltoskandijas akademija), задачей которой было укрепление политических, исторических и культурных связей между странами Балтии и Скандинавии.
Клуб настолько привлекательный, что в него захотела вступить даже Шотландия
Одной из причин, по которой идея объединения со Скандинавией оказалась столь заманчивой является привлекательность самой Скандинавии. Хотя на местах картина более нюансированная, эти три страны (и, соответственно, все скандинавские страны) воспринимаются остальным миром как образцовые общества, которым удалось сочетать высокий уровень богатства и благосостояния и которые неизменно получают высокие баллы по ежегодному Всемирному индексу счастья, а также по другим показателям личного благополучия и высоких социальных достижений.
В 2012 году, когда выход Шотландии из состава Соединенного Королевства все еще казался перспективным, появились разговоры о том, что независимая Шотландия может стать новым членом скандинавской/нордической семьи наций.
Сегодня это кажется ещё менее вероятным, чем тогда. Точно так же утихла и мечта о Балтоскандии. Академия умерла тихой смертью, а вступление трех стран Балтии в Европейский союз и НАТО в 2004 году обеспечило им силу и безопасность в ещё большем количестве.
И все же что-то от этой идеи осталось. В ходе опроса 2008 года 41% литовцев заявили, что предпочли бы, чтобы их страна относилась к Северной Европе, и только 22 % считают Литву восточноевропейской страной.
А еще есть Северо-Балтийская восьмерка (сокращенно NB8) - форум регионального сотрудничества между странами Балтоскандии (на этот раз, безусловно, с Исландией), в рамках которого регулярно проводятся встречи премьер-министров и других государственных деятелей.
«Нет» пограничному режиму в Балтии
Население стран NB8 составляет 33 миллиона человек, а совокупный ВВП - почти 2 триллиона долларов. Если бы они были настоящей страной, то имели бы пятую по величине экономику и 10-е по численности население в Европе.
А так Балтоскандия живет, пусть и под псевдонимом, занимаясь достойной, но скучной межправительственной работой, и её затмевают такие крупные и более полезные объединения, как ЕС и НАТО.
Однако страны Балтии будут держаться за NB8, и не только потому, что он дает им прямой доступ к Северной Европе со всеми вытекающими отсюда институциональными передовыми практиками и репутационными преимуществами.
Для этого нам нужно вернуться не далее как в середину мая 2024 года, когда российские чиновники подняли 25 эстонских буев из реки Нарва, которая образует границу между двумя странами. Этот инцидент сильно напоминает практику «межевания» в Южной Осетии, регионе Грузии, оккупированном Россией. Когда грузины не наблюдают за происходящим, российские войска физически перемещают столб, обозначающий линию границы, присоединяя к себе все новые территории по несколько квадратных метров за раз.
Если Россия еще не так дерзка в Прибалтике, то это, вероятно, в большей степени из-за статьи 5 НАТО, которая гласит, что нападение на одну страну-члена является нападением на всех. Но если Россия когда-нибудь сочтёт НАТО блефом, прибалтам не помешает иметь под рукой контакты шведского флота и финской армии. Просто щёлкните на папке с надписью «Baltoscandia».
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».