Найти тему
Жизнь Машкензи

Доктор сказал в морг, значит в морг или лечение по-казахски

Как гласит народная мудрость, у казахов существует две болезни: сглазили и простыл 😅

Остановимся на первой. На мой взгляд, это «заболевание» лечили и оберегались от него интереснее всего. 

Если казах начинал икать, значит испугался. Всё, точно сглазили. Клин клином вышибать? Напугать его ещё раз? Не, это для «слабаков»! Сородичи этого сотрясающегося бедолагу сажали, брали щепотку соли и водили вокруг головы. Икота проходила. Сама или от того, что человек боялся даже дышать, чтобы не испортить ритуал – история умалчивает. Икоты нет, но нет и гарантии, что испуг прошёл. 

Что делать? Вести напуганного к шаманам – баксы. А здесь целое непаханое поле вариантов «лечения». У каждого баксы свой метод.

Один мог отхлестать «больного» ветками карагача или даже плетью. Не, ну а что? Больно? Зато уже не страшно!

Другие баксы набирали в рот воды и прыскали ею в лицо, а могли даже просто плюнуть. В то самое лицо. Умыли, так сказать «святой водичкой».

Третьи устраивали ритуальные пояски с бубнами и колокольчиками. Вводили в транс беднягу. Считалось, что вовремя такого спиритического сеанса на звуки слетались духи предков. А сам баксы в трансе отправлялся на поиски души заболевшего. Блин, мне бы после такого лечения испуга пришлось бы лечить испуг 😅

Баксы. Изображение из открытых источников
Баксы. Изображение из открытых источников

А знаете как защищали детей от сглаза? Давали им странные имена. Считалось, что плохое имя = хорошее здоровье. Ребёнка могли наречь именем Итбай («собачий» по-казахски) или Итаяк (это, вообще, «собачья нога»)

Подобные имена неразрывны с культом собаки, который существовал у древних казахов. Считается, что имя, которое связано с этим животным, заведомо убережёт человека.

Такие имена не впечатлили? Тогда ловите ещё пару имён для здоровья: Бокмурын (дословно – «Сопливый нос», по нашему – сопляк 😆), и мой фаворит Сасык, что по-казахски значит «вонючий». 

Так же родители могли позаимствовать имена других народов, чтобы хорошенько спрятать дитя от сглаза. Вот так в казахской степи появлялись Пети и Кати. 

Теперь точно не сглазят
Теперь точно не сглазят

Малыша могли испачкать сажей. Считалось, что никакой шайтан не посмотрит на замарашку и не сглазит. А можно просто родителю, держа на руках ребёнка, закрыть левый глаз. И вуаля, порча не грозит. 

Дааа… в разные времена у всех народов хватало подобных «лечений». И казахи – не исключение.