Найти в Дзене
Telecom Daily

Самокатчиков изгонят рублём

Операторы кикшеринга ввели новые штрафы для самокатчиков. Теперь за поездку вдвоём придётся заплатить 5 тысяч рублей, а за передачу управления ребёнку – 10 тысяч. То есть, родители школьника, катающегося вдвоём, лишатся сразу 15 тысяч рублей. За неспешивание на переходе нужно будет отдать тысячу, а за неправильную парковку – 500 рублей. Самые свирепые штрафы предусмотрены за езду в пьяном виде или причинение вреда здоровью и имуществу третьих лиц – от 100 до 150 тысяч рублей. Деньги спишут с привязанной к сервису кикшеринга банковской карты, а если на ней предусмотрительно не держать больше пары сотен рублей для оплаты поездок, то дело может закончиться судом – и, конечно, блокировкой аккаунта. Новые штрафы делают кикшеринг намного менее привлекательным для значительной части целевой аудитории. Так, например, самокаты давно стали заменой пятидесятикубовых скутеров для лишённых прав за пьянку – до введения необходимости получать водительское удостоверение на таких скутерах массово разъе

Операторы кикшеринга ввели новые штрафы для самокатчиков. Теперь за поездку вдвоём придётся заплатить 5 тысяч рублей, а за передачу управления ребёнку – 10 тысяч. То есть, родители школьника, катающегося вдвоём, лишатся сразу 15 тысяч рублей.

За неспешивание на переходе нужно будет отдать тысячу, а за неправильную парковку – 500 рублей.

Самые свирепые штрафы предусмотрены за езду в пьяном виде или причинение вреда здоровью и имуществу третьих лиц – от 100 до 150 тысяч рублей.

Деньги спишут с привязанной к сервису кикшеринга банковской карты, а если на ней предусмотрительно не держать больше пары сотен рублей для оплаты поездок, то дело может закончиться судом – и, конечно, блокировкой аккаунта.

Новые штрафы делают кикшеринг намного менее привлекательным для значительной части целевой аудитории. Так, например, самокаты давно стали заменой пятидесятикубовых скутеров для лишённых прав за пьянку – до введения необходимости получать водительское удостоверение на таких скутерах массово разъезжали школьники и алкаши, потому что ответственности за это не было никакой.

Сегодня же в кикшеринге можно зарегистрироваться без верификации документов (достаточно номера телефона и банковской карты, ребёнок может их иметь), а для езды не нужны права, поэтому у алкаша нечего отбирать.

Езда вдвоём очень распространена как среди детей (езда вдвоём в два раза дешевле, плюс «крутой» владелец аккаунта катает своих друзей), так и среди взрослых – родители катают детей, юноши катают девушек для романтики и т.п.

Наконец, необходимость спешиваться значительно снижает среднюю скорость движения, так как ездить можно только по тротуарам, так что поездка становится намного дольше и дороже.

Наконец, поскольку самокатчик может ездить только по тротуарам и его скорость в несколько раз выше скорости пешехода, то при столкновении с пешеходом он автоматически становится виноватым – в итоге опять-таки нужно двигаться с черепашьей скоростью.

В результате спрос на кикшеринг в ближайшее время должен заметно снизиться, однако операторы смогут компенсировать это перераспределением парка самокатов в пользу новых городов, где сервисы ещё не работают. Выбора у них при этом нет: без драконовских штрафов их вот-вот бы закрыли регуляторными методами, как в ряде зарубежных городов типа Парижа.

По данным «МегаФона», аудитория российских сервисов кикшеринга за первую половину мая выросла на 26% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.

На сегодня ядро аудитории рынка кикшеринга составляют абоненты 25-44 лет, на которых приходится порядка 55% от всех пользователей данных сервисов. Однако тренд сместился в сторону более возрастной публики — россияне 45+ все чаще берут самокаты в аренду и впервые обошли зумеров (до 25 лет), вытеснив эту группу на третье место по размеру аудитории. За год число пользователей кикшеринга старше 45 лет выросло на 48%, в то время как число абонентов 25-44 лет — лишь на 15%. Однако в этой статистике никак не учтены дети, поскольку их номера оформлены, как правило, на взрослых – из-за этого как раз и может наблюдаться прирост аудитории 45+, чьи дети как раз дорастают до езды на самокатах – ведь среди несовершеннолетних катаются преимущественно подростки (14-18 лет), а не малыши.

Чаще арендовать электросамокаты все еще предпочитают мужчины (54%), однако их преобладание заметно снизилось: доля женской аудитории с 39% за год выросла до 46% (опять-таки номера на маму!).

В России первые проекты кикшеринга появились в 2018 году в Москве. В 2019 году самокаты ключевых сервисов стали доступны в Санкт-Петербурге. Сейчас география рынка аренды электросамокатов охватывает более 100 российских городов. Ожидается, что к 2025 году общий парк самокатов в кикшеринге превысит 500 000 единиц.