Как ставка правительства Николы Пашиняна на западные страны ведет Армению к катастрофе.
Армению захлестнули протесты. 27 мая 2024 года многотысячные толпы по всей стране перекрыли несколько улиц и магистралей в качестве протеста против договора заключенного между Арменией и Азербайджаном об определении границы и передачи 4 приграничных армянских сел между Тавушской областью Армении и Газахским районом Азербайджана в ведение последней.
На фоне этих новостей лидер протеста, глава Тавушской епархии архиепископ Баграт Галстанян, выдвинул ультиматум с требованием отставки Никола Пашиняна и одновременно с этим объявил о намерении выдвинуть свою кандидатуру на пост премьер-министра Армении на ближайших выборах.
Все эти события, отголоски поражения Армении в войне против Азербайджана за Нагорно-Карабахскую республику, по итогам которой последняя была упразднена, а более 100 тысяч этнических армян, проживавших в Нагорном Карабахе, были вынуждены бежать в Армению и начинать свою жизнь с чистого листа.
На данный момент ситуация в регионе сложилась таким образом, что, если Правительство Пашиняна в срочном порядке не изменит курс своей внешней политики, Армению может ждать новый виток противостояния с Азербайджаном, в котором она рискует окончить свое существование как независимое государство.
За время работы премьер-министром Никола Пашинян зарекомендовал себя политиком, который стремится выстроить многовекторные отношения со всеми ведущими странами мира, особенно со странами Европейского Союза (ЕС). Однако осуществление таких планов возможно только путем ослабления экономических, культурных и политических связей с Россией, давним и ключевым союзником Армении, которая долгое время была арбитром в Нагорно-Карабахском конфликте.
Охлаждение отношений между Арменией и Россией из-за действий правительства Николы Пашиняна привели к нейтралитету Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которой Россия играет ведущую роль, во время основных боестолкновений между Армиями Нагорного-Карабаха (де-факто армии Армении) и Азербайджана в 2020-х годах (Важное уточнение, что принцип ОДКБ о совместной защите территорий в случае нападения на стран участниц альянса распространяется только на международно признанные границы).
Закономерным итогом боестолкновений стало поражение Армии Нагорного-Карабаха и упразднение непризнанной республики силой уже осенью 2023 года.
Опасность нынешней ситуации заключается в том, что, обладая подавляющей силой в регионе в военном плане и видя напряженные отношения между Россией и Арменией, Азербайджан может решиться на военную авантюру и попытаться аннексировать юг Армении, соединив тем самым восточную часть Азербайджана с западной.
Альянс НАТО при этом гипотетическом конфликте останется не у дел, ведь одной из ведущей ролей в Альянсе играет Турция - главный союзник Азербайджана с очень тесными культурными, историческими и экономическими связями. НАТО является коллегиальным органом, поэтому Турция заблокирует всю военную помощь Армении, оставив её один на один с превосходящими силами Азербайджана.
ЕС в свою очередь как политическая организация не придает важного значения Южнокавказскому региону и, не желая окончательно портить отношения с Турцией, скорее всего закроет глаза на очередной “Территориальный спор” в проблемном регионе, ограничившись символическими санкциями против руководства Азербайджана.
В случае такого развития событий, Армению ждет тяжелейший политический, экономический и гуманитарный кризис, который поставит на грань само существование Армении как суверенного государства.
Единственным военным блоком, который может прийти на помощь Армении останется ОДКБ, членство в которой Армения приостановила, но не вышла.
Нынешнее положение вещей ставит Армению в ситуацию, где она должна быть крайне заинтересована в поддержке России, но вместо этого Правительство Пашиняна продолжает курс на диверсификацию отношений и разрыву связей с РФ.
Такое поведение уже стоило Армении потери Нагорного Карабаха, если же пренебрежительное отношение к интересам России продолжится и дальше, Армения как государство может прекратить свое существование раньше, чем получит существенные выгоды от взаимодействия с западными странами.
Однако вспыхнувшие протесты дают предположить, что все написанное выше понимает и Армянское общество, несогласное с тактикой замирения агрессора осуществляемое Николой Пашиняном и готовое на изменение внешней политики страны, осознавая, что синица (безопасность здесь и сейчас) в руках важнее чем журавль (Вступление в НАТО и ЕС в далеком будущем) в небе.