Найти тему

«Григорий Р.» (2014) сериал Андрея Малюкова по книге дочери Матрёны «Распутин. Почему?» (1960)

…Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостью предвижу…

Вольность. Пушкин (1817)

РУССКАЯ «РАСПУТИЦА»

Вся суть реальности в этом фильме заложена в диалоге тогда ещё простого сельского жителя Гришки Распутина и его маленькой дочери Матрёнушки, когда он ей объяснял, как отличить добрых людей от злых: «В злых людях Бога нет».

Богооставленность и есть проклятие, скверна той смуты, в которой погиб и сам Григорий Ефимович Распутин-Новых, символ русской эпохи смертоносного безбожия.

Таких как Распутин в древности было много. Их называли пророки. В дохристианской Иудее была даже школа пророков известная как Кумранская пустынь. Формула посвящения в этой братской общине очень напоминала клятву нашего пророка из фильма: «Спаси мя, Господи! Пойду за Тобой, куда скажешь!».

Ещё до выстрела Дмитрия Каракозова в императора Александра II в апреле 1866 года Россию накрыла туча морока, зуд богооставленности под названием «Народная воля». Этому уникальному явлению истории насилия под названием «евангельский социализм» специалисты по психиатрии не уделили должного внимания. Эта бесовская страсть вполне ясно проиллюстрирована в фильме Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть» (экранизация романа Бориса Савенкова «Конь бледный»). Через персонаж Ивана Каляева, убившего Великого Князя Сергея Александровича, Савенков и Шахназаров выразили чудовищную идею жертвенного убийства «во благо», при этом имелся в виду суицид собственной души по евангельской заповеди "нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя." (Евангелие от Иоанна 15:13)

Ирония судьбы в том, что убиенный князь Сергей Романов был ближайшим родственником и опекуном будущего убийцы Распутина князя Дмитрия Павловича (внука Александра II), в результате чего, по предсказанию самого старца Григория, была уничтожена вся царская династия. Молодой Дмитрий Павлович сидел в карете с князем Сергеем, когда Каляев не посмел первый раз бросить в них бомбу.

Сочувствие дьявольскому соблазну насилия наводнило души «просвещённой общественности», которая считала себя в праве утверждать справедливость диким умерщвлением представителей власти, как актом волеизъявления народа. Красный террор начался за 40 лет до большевистского переворота, со времён разгула взбесившихся «интеллигентов» типа Степана Халтурина, Веры Засулич и Софьи Перовской.

Под этой «левой» общественной дымовой завесой действовала сложная организационная система политических убийств, куклами которой была и тайная полиция, и нанятые ей агенты-провокаторы в среде террористов, и сами идеологи революционеры. О кукловодах ничего не известно. Но они явно не хотели, чтобы в России проводились реформы сверху, укрепляющие государственный политический аппарат снизу. Эту тему ярко представил Никита Михалков в своём «Статском советнике», в сюжете которого сама идея революции представлена в качестве орудия борьбы внутри правительственных сфер, где ведущую роль играл банковский капитал. В этом ядовитом воздухе искуснейшей лжи, компромата, многослойных провокаций, власти тайных финансовых кругов и безвластия витально слабого самодержавия и должен был появиться ГЛАС БОЖИЙ по имени Григорий Р. Он появился в огне и крови Первой русской революции 1905 года.

— Всё ли спокойно в народе?

— Нет. Император убит.

Кто-то о новой свободе

На площадях говорит.

Бездна. Блок (1903)

РУССКИЙ КОД

Григорий Распутин объединяет в себе ЧЕТЫРЕ ПСИХОТИПА, которые фрактально отражают собой ХАРАКТЕР РОССИИ, её истории, во всём её противоречивом развитии, ЕЁ ТЯЖКОГО КРЕСТА. Именно этот психологический портрет удалось «вывести» дочери Распутина Марии, самой достоверной свидетельницы его жизни, а за ней и фантастически достоверно передать в фильме Андрею Игоревичу Малюкову («Мы из будущего», «Империя под ударом», «Грозовые ворота», «Мосгаз»).

Северная традицияскандинавских племён (шведских, финно-угорских), а также поморов укоренилась в русском этносе, в его боевых качествах (особенно в правящем классе князей викингов) и в способности к экспансии в труднопроходимые регионы русского Севера и Сибири. Скандинавы ничего не боялись. Они умирали в бою с мечом в руках, устремляясь бессмертным духом в Валгаллу богов. Среди них никогда не было рабов.

В Распутине скандинавский код был выражен крайне необычно – в отношении к женщинам. Очумелая пресса обвиняла Распутина в разврате, хотя речь шла о естественно высоком интересе к Распутину со стороны женского пола, а отнюдь не об их совращении или использовании при помощи денег или лживых манипуляций. Скандинавский тип женщин и Природных женщин вообще внутренне свободен настолько, что их носительницы всегда сами выбирали себе мужей, несущих в себе силу будущего рода. Распутин раскрывал в женщине их естество свободы воли, свободы выбора достойного, выдающегося мужчины.

Север конунгов, героика подвига, прорыва, модернизации были глубоко чужды Раскольникову, в отличие от Столыпина, которого монах по духу Распутин не любил, но принимал, как Петра Великого нового века неизбежных перемен.

Кочевая традиция Востока трагичная для русского этноса. Набеги кочевников делали из русских или рабов или нищих, а самые непокорные сами становились разбойниками с полным пренебрежением к жизни, к закону и к труду. Код кочевника – проще отнять (или украсть), чем заработать. Причём как воровство, так и грабёж психически ничем не ограничены.

В Распутине этот кочевой код неприкаянности, экзистенциальной тоски и психологического надрыва, вечного поиска чего-то, что за горизонтом, о чём ведает только Сам Господь, сказался как тяга к странничеству (От реки Тобола до горы Афон, от Иерусалима до Санкт-Петербурга) и любовь к цыганам, к разгулу, в котором от отрывался от реальности, от привязанности к тому, что люди старательно и бесцельно копили, чтобы тщетно спрятаться от голой правды Божьего воздаяния.

Славянский Южный кодмечтательности – это родовое проклятие русских, бессознательно стремящихся к Беловодью, к граду Китежу, к молитвенным грёзам о Новому Иерусалиме, в котором торжествует милосердная справедливость, о которой нам рассказали византийские священники со строгими лицами и в чёрных монашеских одеждах.

В Распутине вера полностью заменила жизнь. Единоверие с Помазанником Божьим и его ангельским двойником царицей Александрой сделало его своим среди тех, кто не имел даже слабого представления о корневом начале многовековой народной веры. Сила этой веры была для условно русской аристократии настоящим чудом, как магия туземцев для европейских мореплавателей. За пределами этой веры – смерть и физическая и, что страшнее, - духовная, отлучение от Бога.

Предельный консерватизм, защита от «поганого», — это и есть формула «православия, самодержавия, народности», которая как печать стояла на лбу Григория Ефимовича, народного святого в лихолетье перемен. Именно в эту тайную печать произвёл контрольный выстрел Освальд Райнер, секретный агент британской разведки и бывший сокурсник и любовник Великого князя Дмитрия Павловича в Кембридже.

Третий Рим или наследие византийской ортодоксии на русской почве понималась духовной элитой России как основа миропорядка, идеология Абсолюта – единства веры, власти и домостроительства. Абсолют не имеет границ и поэтому всегда имеет символом империю, в которой правит Бог и Царь.

Запад в понимании русской цивилизации был и остаётся символом падшего, обесцененного и поруганного христианства, отречения от единого Святого Вселенского Православия. Запад – это смертельный враг соборной православной русской души и Антихрист, приход которого чувствовал каждой клеткой старец Григорий.

В сочетании со скандинавской традицией это пророческое предчувствие столкновения с бездной выражено в фильме взглядом исподлобья Машкова-Распутина. Это взгляд в наше будущее, которое уже настало, - в РАНГАРЁК, СУМЕРКИ БОГОВ, время последней схватка Катехона со Зверем.

-2

НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ РУССКОГО БЫТИЯ или ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

Настанет год, России чёрный год

Когда царей корона упадёт

Забудет чернь к ним прежнюю любовь

И пищей многих будет смерть и кровь.

Пророчество. Лермонтов (1830)

Досадно это признавать, но последняя царская чета в окружении мистически настроенных придворных дам, за плечами которых был только Смольный институт, была практически полностью оторвана от культурной и общественной жизни своего века и заблудилась в легенде о Святой Руси, которой уже просто не было в наличии и тень которой слёзно светилась в кельях афонских и оптинских старцев, в грозных пророчествах всем известных святых того времени.

Когда человек выпадает из своего времени, он выпадает из жизни. Информационное рабство - самое страшное. Человек лишается того, что его выделило из класса приматов – умения предсказывать неминуемый ход событий и искать способ их преодоления через внутреннюю, а потом и внешнюю трансформацию условий своего развития, эволюции.

В фильме «Григорий Р.» речь идёт о следственном деле по факту убийства Григория Распутина, которое было открыто после Февральской революции 1917 года по инициативе Керенского под жутковатым названием «расследование влияния тёмных сил на российскую государственность», которое впоследствии загадочно исчезло.

В этом захватывающем внимание сериале много спорных исторических интерпретаций и очень подлинная, пости мистическая игра Владимира Машкова, который передаёт главную мысль и живой образ художественной картины – неслучайное появление Распутина в истории России.

Искателям инсайтов стоит обратить внимание на два ключевых эпизода в сериале – это встреча Григория, божьего человека, со Святым праведным Иоанном Кронштадтским и встреча тёмного Распутина с тибетским целителем Петром Александровичем Бадмаевым (носителем магической традиции Бон-По Дзог-Чен).

Наиболее аутентичным описание жизни Распутина его дочерью Матрёной является именно из-за вопроса, вынесенного в название её книги – «почему?». Распутин является тайной не потому, что он знал о своей будущей смерти и по-христиански принял её, хотя мог бы просто скрыться в никуда. Его таинственное появление в истории связано с великим трудом богоискательства (о чём собственно и фильм), то есть с тем великим секретом Спасения во Христе, который не смогли раскрыть в себе при жизни ни царская семья, ни Русская Православная Церковь, ни русский народ, ни его, пожалуй, самый яркий представитель того времени – Григорий Р.

За скобками выскажу свою собственное мнение о том, что ларчик-то просто открывался, имея в виду причину парадоксальной близости к Богу Григория Р., что выражалось в его чудовищной силе и феноменальных способностях. В 15 веке жил удивительный человек, афонский старец и мистик Григорий Палама, создатель практики исихазма (стяжания Духа Святого в молитве и молчании), святой отец и учитель, прославленный Православной Церковью в лике святителей. Помимо своего драгоценного жития и учения о Божественной Благодати (или Божественных Энергиях) Григорий Палама стал признанным и любимым афонскими старцами светочем учения о Спасении (кстати, в духовной оппозиции к западному сотериологическому учению Фомы Аквинского).

Пневматолитическая антропология святого отца Григория Паламы о прямом познании Бога через исцеляющую душу и тело Божественную Благодать была дополнительно изучена в наше время архимандритом Киприаном (Керном). Со сравнительным анализом двух трактовок пути к Спасению во Христе можно прочитать в статье Булыко И.П. на научном богословском портале богослов.ру.

-3