Посмотрела я на днях второй сезон сериала "Локи". Всплакнула в конце. Потом пересмотрела первый сезон. Снова всплакнула. Потом достала упомянутую в заголовке статью и перечитала. Решила сделать небольшой обзор статьи со своими комментариями о Локи в КВМ. И вообще, как так получилось, что я ещё не писала про трикстеров?!
Статья Хелены Бассил-Морозов полностью называется "Локи тогда и сейчас: Трикстер против цивилизации". Её анализ основан на текстах старшей и младшей Эдды и (неожиданно!) на фильмах Marvel (статья 2017 года, там используются ссылки на двух первых "Торов" и на "Мстителей"). Вообще вот эта архитипичность персонажей в супергеройских фильмах завораживает: я даже не знаю, то ли авторы всех этих шоу так феерично пользуются живущими в нас архетипами для привлечения внимания и выкачивания денег, то ли архетипы так ищут лазейки для того, чтобы проявить себя - кто кем пользуется?
И небольшая ремарка: статью я буду цитировать по книге "Локи-трикстер" издательства Castalia, 2022 год.
Нарратив о трикстере
фигура трикстера имеет <...> большое психологическое значение для современного человека, вплоть до того, что становится массовым продуктом.
"Локи-трикстер", с.130
Итак, одной из причин успеха персонажа Локи в КВМ является попадание в архетип трикстера, который просто фундаментален для нашей психики.
Основные элементы повествований о трикстере по Х. Бассил-Морозов:
- попадание в ловушку (ограничения);
- преодоление ограничений (побег);
- разнузданное поведение и приключения;
- трансформация тела, связь с животными, проблема именования;
- в конце: исчезновение/смерть/трансформация.
В структуре нарратива трикстер выступает в роли непредсказуемого элемента, который внедряется в существующий порядок вещей, затем бросает вызов этому порядку или разрушает его, а новый порядок устанавливается к концу повествования
Там же, с.134
Основная "функция" трикстера - это нарушение границ. Любых. От различных социальных норм, до границ человеческого и божественного: одним из известных трикстеров является Гермес - посланник богов. Трикстер ломает устоявшиеся и часто стагнирующие системы. В юнгианском анализе трикстер курсирует между сознательным и бессознательным, и предвещает перемены и изменения.
Но даже в компании таких замечательных персонажей Локи - особенный трикстер.
Локи, апокалептический трикстер - абсолютный трикстер, потому что он покушается на самую грандиозную систему, созданную людьми, - целую цивилизацию. <...> едва не инициирует конец света.
Там же, с.134-135
Нарратив о трикстере: Локи в КВМ
Начнем с первого пункта: попадание в ловушку. В каких только тюрьмах персонаж Локи в КВМ не сидел. Но начало первого сезона сериала - это особенная история. Локи становится заложником забюрократизированной организации УВР: противостояние системы и Хаоса становится настолько резким, что становится смешным.
Физическая ловушка - это аллегория контроля и порядка. Она символизирует стремление структуры к главенству.
Там же, с.135
Метафора ловушки также отражает разрушительный потенциал трикстера, который становится тем сильнее, чем дольше он находится в плену. Если система игнорирует его, изменения склонны накапливаться и расти.
Там же, с.138
Возможно, Тор, брат Локи, что-то об этом подозревает, поэтому, несмотря на все риски, предпочитает выпускать коварного трикстера и использовать его потенциал в своих целях. Ну, как получается.
Следующей, рассматриваемой Х. Бассил-Морозов особенностью, является нарушение границ: "физических и психологических (правила приличий и пристойность, границы собственности, психологические границы)". Локи в первом и втором "Торе" - знаток обходных путей в Асгард. Про его моральную сторону вообще промолчим. А ещё...
Многие трикстеры - бесстыдные воры, что означает нарушение одной из основных границ, изобретенных цивилизацией, - границ частной собственности <...> Локи Тома Хиддлстона крадет всё, что подвернётся ему под руку, - от могущественного камня <...> до чужой внешности и идентичности.
Там же, с.140
Далее следует ещё одна важная особенность - способность к перевоплощению.
Трикстеры известны как оборотни. Они часто меняют внешность, превращаются в различных животных и предметы, даже могут менять свой пол.
Там же, с.141
В фильмах Локи часто создает различные иллюзии, в том числе меняет свой облик. А вот в сериале эта особенность отражена в разнообразии вариантов Локи из мультивселенной.
Локи здесь и мужчина, и женщина, и ребенок, и старик, и животное - аллигатор. В общем, бинго собрано.
Так, что ещё осталось? Сексуальность и скатологические отсылки. Очевидно, что в кинофраншизе 16+ всего этого добра будет по минимуму. В сериале есть признание Локи мимоходом: на вопрос Сильви о том, были ли у него другая принцесса или принц, он загадочно отвечает, что "всего понемногу". У Х. Бассил-Морозов:
Тем не менее ауру бесполой сексуальности <...> успешно исследуют фанаты в многочисленных мемах, рисунках и сексуализированных рассказах.
Там же, с.151
А, да, и по поводу скатологии, не могу не процитировать ещё одну фразу (просто понравилась):
Как обнаруживает трикстер, цивилизации можно противостоять и напугать её до смерти с помощью чего-то настолько безобидного, как голая задница.
Там же, с.154
Завершение арки Локи
Думается мне, что завершение арки коварного злодея в КВМ было ещё той задачкой. Такого героя как Локи нельзя было просто посадить в тюрьму, и, что парадоксально, нельзя было просто убить. В фильмах Локи демонстрировал потрясающую живучесть, воскресая от фильма к фильму. Даже окончательная смерть от рук Таноса была какой-то не очень убедительной: что-то на задворках сознания шептало, что так не бывает.
Нанести необратимый вред трикстеру нелегко, поскольку его сила заключена в бессознательном.Когда трикстеров убивают <...>, они воскресают или возрожаются, собрав себя по кусочкам.
Там же, с.141
Трикстеры не умирают - уверенно говорит нам архетип. Вот почему я просто снимаю свою незнайкинскую шляпу перед создателями второго сезона, достойно завершившими арку персонажа.
Побуждение трикстера не умирает, но поглощается структурой...
Там же, с.144
В финале Локи меняет систему, переструктурирует всю мультивселенную, заставляет её жить по другим законам. Его энергия приводит к глобальной трансформации. И вот это - правильный с точки зрения логики развития трикстера финал.
Заключение
Всё в той же рассматриваемой мною статье, говорится, что поступки трикстеров могут отличаться по значимости. Есть просто глупые и нагловатые, как разные сказочные персонажи, есть героические, как, например, Прометей, есть злокозненные - как Локи из скандинавских мифов.
В КВМ персонаж Локи за всё своё время прошёл огромный путь. Был вредным младшим братом, бегавшим за старшим и его друзьями, предавал и был предан, насмехался и был унижен, развязывал войны и спасал цивилизации. И в конце переформатировал состояние мультивселенной. "Бытовой" трикстер превратился в "космогонического". Это ли не достойное завершение истории?