Найти в Дзене
Наталия Троценко

Позор в рекламе! 10 самых СКАНДАЛЬНЫХ РЕКЛАМ известных брендов

Оглавление

Я была в шоке от некоторых увиденных реклам, которые даже показывали на ТВ! Причем не в какие-то лихие 90е, а вот недавно! Пропаганда суицида, расизм и сексизм, насилие над детьми и секс. И это есть как в западной, так и в отечественной рекламе.

Сегодня я покажу ТОП-10 самых скандальных видеореклам больших брендов, из-за которых им приходилось публично извиняться, массово увольнять сотрудников, сворачивать продажи и даже уходить с рынка.

После некоторых видео хочется спросить: «Что это вообще было?»

В общем, показываю! Я маркетолог Наталия Троценко. Погнали!

10 место. Реклама Pepsi с моделью, актрисой и сестрой Ким Кардашьян - Кендалл Дженнер

Вы знаете, как тяжело в США стоит вопрос расового неравенства. Пепси решили в своей рекламе напомнить еще раз о нем и в качестве решения всех проблем предложили баночку газировки! Хм, а чего нет?

Модель Кендалл Дженнер позирует на фотосессии и замечает митинг на улице против расовой дискриминации. Берет баночку пепси, присоединяется к протестующим и предлагает газировку сердитому полицейскому. Всё, конфликт решен. Пепси говорит: «Ребята, живите настоящим, пейте нашу пепсиколу!».

Вроде бы посыл добрый, но что началось потом! Американцы взбесились в соцсетях. Людей возмутила попытка показать, что серьёзную многовековую проблему расовой дискриминации можно решить с помощью банки газировки. Многие посчитали, что бренд просто наживается на «проблемах чёрных».

Кроме того, Pepsi обвинили в плагиате. Очень похожий сюжет уже был использован в клипе Out Of Control группы The Chemical Brothers в 1999 году, причем, для рекламы Coca Cola. А идея кульминационной сцены украдена с фотографии реальных протестов. Это фото даже признавалось снимком года по версии агентства Reuters.

Реальное фото протестов
Реальное фото протестов

В итоге из-за волны хейта рекламу отозвали из эфира уже спустя сутки. Pepsi опубликовала официальное заявление с извинениями перед людьми в целом и пред актрисой Кендалл Дженнер за то, что поставили её в такое положение.

9 место. Смена цвета кожи из-за мыла Dove

-3

Еще дальше в вопросе дискриминации темнокожих пошел бренд Unilever в своей рекламе мыла Dove. Всего за 3 секунды они успели нажить миллионы хейтеров. Столько длится их рекламный ролик, где чернокожая женщина использует мыло Dive, затем снимает футболку и превращается в белокожую. Потом тем же способом она «переодевается» в более смуглую. Бренд так хотел показать одинаковое отношение к людям любой расы. Только вышло наоборот!

Люди в соцсетях возмущались, создавали гневные посты, потому что восприняли её как посыл: «Чёрная — значит, грязная». Некоторые даже призывали бойкотировать компанию и не приобретать их чудесное мыло:  «Я больше никогда не куплю продукцию Dove, они считают, что моя коричневая кожа символизирует грязь».

Самое смешное, что Unilever уже до этого наступала на те же грабли! Но видимо маркетологи в компании сменились и забыли изучить прошлый рекламный опыт.

Предыдущая скандальная реклама Dove
Предыдущая скандальная реклама Dove

За шесть лет до этого креатива в ролике показали девушек с разным цветом кожи сразу после душа. При этом темнокожая девушка стояла около таблички «до», а белокожая — «после». Реклама тоже возмутила общественность, но Unilever не сделала выводы и через шесть лет создала почти такой же креатив.

В общем, внезапно для компании ролик назвали расистским. Рекламу удалили и извинились. Но «Отмываться» им пришлось еще долго.

Кстати, уже не первый раз чистящие бренды показывают, как благодаря им темнокожие становятся другой расы. Например, китайский производитель порошков Qiaobi постирал темнокожего в машинке и тот стал китайцем!

8 место. Реклама шоу Dolce&Gabbana в Китае

-5

Западные бренды часто попадают в просак на азиатском рынке, т.к не всегда придают значение их культуре. Так D&G для продвижения своего шоу в Шанхае выпустили три видеоролика, где азиатка пытается есть традиционные итальянские блюда, пользуясь палочками. Получается плохо, девушка смущается, а голос за кадром поучает и смеётся над ней. Маркетологи почему-то решили, что такое продвижение повеселит аудиторию и привлечёт её на шоу.

Но по факту пошла волна негатива. Модный дом получил обвинения в расизме, сексизме и оскорблении национальной культуры.

А самое интересное, что позже в сеть утекли скрины переписки дизайнера и основателя D&G Стефано Габбана с одним из возмущённых пользователей, где дизайнер называет китайцев «необразованной, грязной и вонючей нацией». Конечно, скрины удалили, а компания заявила, что страницу дизайнера взломали.

Сообщения Стефано Габбана
Сообщения Стефано Габбана

В итоге, шоу пришлось отменить совсем, модный дом значительно потерял репутацию в Китае. Дизайнеры даже записали видео с официальными извинениями на китайском.

Кстати, похожая история была с брендом Valentino, когда для японской рекламы модель на фотосессии гуляла обутой по традиционному поясу для кимоно оби. А для японцев это — очень важный предмет национального костюма, плюс обувь в японской культуре считается «грязной». В ней недопустимо ходить по предметам национальной одежды.

Реклама Valentino
Реклама Valentino

7 место. IKEA и гендерное неравенство

-8

IKEA в рамках рекламной кампании #homepositive сняла ролик, который по изначальной задумке должен был подчеркнуть важность личного пространства в доме.

По сюжету мужчина, который делит однушку с женой и ребёнком, наконец обретает свой угол, купив стеллаж.

Вообще ролик кажется безобидным, но в сети он поднял ворох социальных проблем: начиная от неравномерного разделения домашних обязанностей и заканчивая частым уходом отцов из семей. Фемактивистки вообще взбесились. В итоге компания удалила видео.

Посты возмущенных пользователей после рекламы IKEA
Посты возмущенных пользователей после рекламы IKEA

6 место. Известная реклама Альфа-банка у Моргенштерна

-10

Не смогла не включить ее в этот разбор, потому что шумихи и штрафов было много. Началось всё с того, что пресс-служба банка объявила рэпера Моргенштерна «директором по работе с молодёжью» и сказала, что он будет ходить в офис, участвовать в планёрках как классический работник.

-11

В рамках такого сотрудничества они сняли клип «за 10 лямов», где Алишер рассказал о розыгрыше 3 млн рублей. Но вот ФАС этот клип не понравился.

Загибайте пальцы: пропаганда алкоголя и наркотиков, реклама несовершеннолетним (потому что Моргенштерн советует попросить родителей завести им карту), использование непристойных и оскорбительных образов, и банк называют «лучшим банком страны», но нет критериев, по которым сделан такой вывод, а это жесткое нарушение закона о рекламе.

Кстати, про рекламу и ее маркировку я отдельно рассказывала в этом видео. А также даю подробную инструкцию в своем пакете документов YouTube Pack.

В итоге ФАС подала на банк в суд. А МВД возбудило уголовное дело за пропаганду запрещённых веществ и оштрафовало Моргенштерна на 100 000 рублей.

-12

Это было последней каплей и на следующий день после возбуждения дела Альфа-банк признался, что рэпера не брали на работу, это был лишь рекламный ход. Но позже управляющий директор банка рассказал, что такая коллаборация принесла хорошие результаты: плюс 160 тысяч новых клиентов.

Кстати, Альфа-Банк недавно сделал похожий коллаб с певицей Инстасамкой. Правда в этот раз прошлый негативный опыт явно был учтен. Инстасамка выпустила клип на песню «Альфа-Самка», в котором заворачивает жвачку в пятитысячную купюру и рассказывает, как «тратит без тормозов».

-13

5 место. Насилие над детьми в рекламе World of Tanks с Вадимом Галыгиным

-14

В сеть слили тестовый рекламный ролик World of Tanks с комиком Вадимом Галыгиным. В нем отец (чью роль исполняет Галыгин), играет в прятки со своим сыном. Как только сын прячется в шкафу, отец заколачивает двери и садится играть в World of Tanks. Еще и музыкой из хоррора это сопровождается.

Далее пошли обвинения, в том числе от представителей власти, ролик нарушает законы о рекламе и о правах ребенка, так как пропагандирует насилие над детьми. Причем сравнили, что в США в этих вопросах законы гораздо строже, и компании Wargaming при выходе такого видео на западном рынке пришлось бы выплачивать огромные штрафы.

-15

PR-служба Wargaming признала, что ролик получился провокационным и его не планировали выпускать, но произошла утечка, а дальше ролик стал вирусным.

4 место. Сексуальный подтекст в рекламе Эльдорадо

-16

Вадим Галыгин не первый раз снимается в скандальных рекламах. Например, в период его многолетнего сотрудничества с Эльдорадо часто приходилось удалять рекламу из-за матерных выражений, брани, а еще из-за сексуального подтекста.

Секс в маркетинге прием не новый и многими брендами уже заезженный. Это логично, т.к. секс лежит в основании пирамиды Маслоу — это базовая потребность человека. И всё, что связано с сексом, активизирует наше подсознание. Даже неявные отсылки мозг считывает и триггерится.

-17

Получается, что секс в рекламе — очень простой способ привлечь внимание аудитории. Главное, чтобы потом не пришлось от такой рекламы отмываться.

3 место. Мошонка в рекламе Burger King

-18

Честно, я была в шоке от такого дерзкого хода Бургер Кинга!

В рекламном ролике показывают встречу Burger King, KFC и McDonald’s. Все личности узнаваемые. Так вот полковник Сандерс спрашивает, почему у Burger King курица вкуснее. Burger King в лице российского гендира с курицей в руках отвечает, потому что у них яйца круче. Все заглядывают под стол и там видят… яйца.

Честно, я не знаю, где они взяли такую курицу-петуха и чьи яйца к ней приделали. Напомнило недавний мем с нейросетью.

-19

Но это было слишком провокационно для ТВ-рекламы. Ролик даже попал в обсуждение в новостях. Один мужчина подал в суд и заявил, что реклама принесла ему нравственные страдания, и теперь он не может работать, а несколько заказчиков отказались от работы с ним.

2 место. Смерть рекламного маскота и реальных людей в рекламе арахиса

-20

В этой рекламной кампании смерть популярного в Америке маскота Мистера Арахиса смешалась с трагичной гибелью реальных людей, известного американского баскетболиста Коби Брайанта, его дочери и еще 8 пассажиров разбившегося вертолета.

Баскетболист Коби Брайант
Баскетболист Коби Брайант

Маскота озвучивал Роберт Дауни Младший. После выхода фильма «Мстители Финал», где герой Дауни, Железный человек, погибает, маркетологи Planters решили продолжить историю со смертью в своей рекламе.

Ролик стал вирусным, люди начали активно обсуждать смерть полюбившегося выдуманного персонажа, даже бренды и актеры включились в рекламную кампанию, а пользователи соцсетей делали свои видео про Мистера Арахиса. Продажи орехов взлетели. Всё классно, но…

-22

В этот момент произошло крушение вертолета с 9 пассажирами, среди которых был известный баскетболист Коби Брайант.

Одновременно в новостях была информация о смерти выдуманного Мистера Арахиса и смерти реальных людей. Пользователей стало раздражать, что на запросы о трагедии часто выдавались посты из рекламной кампании Planters. В итоге компания приостановила рекламу.

1 место. Пропаганда суицида в рекламах автомобилей.

-23

В 2014 году маркетологи Hyundai создали одну из худших своих реклам, потому что показали в ней попытку суицида. Компания решила показать, насколько безопасна новая модель их автомобиля. Ведь она выделяет не выхлопные газы, а водяной пар.

В видео мужчина пытается покончить с собой. Он садится в машину в гараже и ждёт конца. Но ничего не происходит, потому что машина не производит вредные испарения.

Разумеется, не стоит шутить с темой самоубийств, особенно в рекламе автомобиля. Люди в сети были возмущены и заявили, что компания обесценивает проблемы людей и напоминает о самоубийстве.

В итоге, Hyundai перестала продвигать ролик. Пользователям принесли официальные извинения, но даже спустя годы люди еще долго писали негативные комментарии.

-24

Причем, я не знаю, что за бзик такой у западных производителей авто, но абсолютно та же идея была в рекламе Ауди годом ранее. И она тоже получила свою волну хейта.

Это были 10 самых скандальных видеореклам брендов. Нам остается лишь не делать тех же ошибок в своих видео.