К 125-летию со дня рождения Леонида Максимовича Леонова (31 /19 мая 1899, Москва – 8 августа 1994, Москва)

Фотография Л.М. Леонова. Начало 1920-х гг. РГАЛИ. Ф. 2101. Оп. 1.
Фотография Л.М. Леонова. Начало 1920-х гг. РГАЛИ. Ф. 2101. Оп. 1.

В отечественной литературе творчество Леонида Леонова, одного из крупнейших писателей XX века, традиционно относят к «социалистическому реализму». Однако со сменой исторических эпох оно не утратило актуальности и читательского интереса, а произведения продолжают публиковаться и изучаться. Леонов оказался «долгожителем» не только в обычном смысле этого слова, но и в творческом, причем его писательский талант оказался востребованным также в общественной деятельности: он стоял у истоков Союза советских писателей, известен как защитник российской природы. Созданных писателем произведений разных форм – романов, пьес, повестей – насчитывается многие десятки. Среди них наиболее известны романы «Вор» (1932), «Скутаревский» (1932), «Русский лес» (1953), «Пирамида», пьесы «Унтиловск» (1928), «Метель» (1939), киноповесть «Бегство Мистера Мак-Кинли» (1975) и др.

Фотография Л.М. Леонова с А.М. Горьким. 1927 г. РГАЛИ. Ф. 2101. Оп. 2.
Фотография Л.М. Леонова с А.М. Горьким. 1927 г. РГАЛИ. Ф. 2101. Оп. 2.

Некоторые из этих произведений, их варианты, а также другие материалы представлены в фондах РГАЛИ, прежде всего, в личном фонде Леонида Максимовича (ф. 2101, 56 единиц хранения в двух описях). Здесь хранятся некоторые автографы, авторизированная машинопись, среди которых выделяется рукопись повести «Белая ночь» (1928), черновые записи к ряду повестей и пьес, зарисовки мужских голов – литературных персонажей, выполненные рукой писателя.

В фонде Леонида Леонова немало и изобразительных материалов – индивидуальные и групповые фотографии писателя с отцом – М.Л. Леоновым, писателями А.С. Серафимовичем, М.Н. Алексеевым и др. В фонде отложились также шаржи Кукрыниксов на Л.М. Леонова, выполненные в конце 1920-х годов.

Вставки Л.М. Леонова к пьесе «Барсуки» в постановке Театра им. Е.Б. Вахтангова. [1927 г.] РГАЛИ. Ф. 3034. Оп. 2. Автограф.
Вставки Л.М. Леонова к пьесе «Барсуки» в постановке Театра им. Е.Б. Вахтангова. [1927 г.] РГАЛИ. Ф. 3034. Оп. 2. Автограф.

Фонд Леонида Леонова в РГАЛИ формировался на протяжении длительного времени и имеет несколько источников поступления. Первые материалы были переданы в архив в 1950 году фотографом Львом Яковлевичем Леонидовым. Сам писатель в 1967 году передал в свой личный фонд, к сожалению, лишь один документ – черновые наброски к началу второй главы романа «Русский лес».

Большая часть материалов Леонида Леонова в РГАЛИ поступила в середине 1980-х годов от Николая Павловича Стора ‒ многолетнего литературного консультанта фондообразователя. Им были переданы материалы, составившие основу второй описи личного фонда: переписка писателя и его фотографии.

Фотография Л.М. Леонова. 1940-е. РГАЛИ. Ф. 2101. Оп. 1.
Фотография Л.М. Леонова. 1940-е. РГАЛИ. Ф. 2101. Оп. 1.

Несколько автографов Леонида Леонова есть в других личных фондах РГАЛИ. Один из наиболее интересных – редакторская правка (вставки) писателя к пьесе по его роману «Барсуки». Они были присланы театральному режиссеру Б.Е. Захаве для работы над спектаклем Театра им. Е.Б. Вахтангова. В фонде композитора В.Е. Шебалина хранится одно из немногочисленных стихотворений авторства Л.М. Леонова – «Когда тоска и нету денег».

Более значительно представлены документы Леонида Максимовича в фондах учреждений – редакциях журналов и издательств, театров и, конечно, в фонде Союза советских писателей, которые прямо или косвенно касаются шестидесятилетней работы там Л.М. Леонова.

Черновые наброски Л.М. Леонова к началу второй главы романа «Русский лес». РГАЛИ. Ф. 2101. Оп. 1. Автограф.
Черновые наброски Л.М. Леонова к началу второй главы романа «Русский лес». РГАЛИ. Ф. 2101. Оп. 1. Автограф.

Творчество Леонова–драматурга наиболее широко отражено в материалах фонда 656 – «Главное управление по контролю за репертуаром при Комитете по делам искусств при СНК СССР (Главрепертком)». Здесь хранится ряд рукописей пьес – «Половчанские сады» (1937), «Волк» (1938), «Метель» (1939), «Ленушка» (1942), «Сердца отважных» (1946) и др. Представлены пьесы Леонида Леонова и в фонде 962 – «Комитет по делам искусств при СНК СССР»; среди них – «Падение Сундукова» (1937-1938) и вновь «Половчанские сады» (1937). В фонде 655 – «Театр им. В. Маяковского» хранятся документы работы театра над пьесами Л.М. Леонова «Метель», «Обыкновенный человек», «Садовник и тень» 1940‒1960-х годов.

Весьма интересны материалы писателя, связанные с его многолетними поисками наиболее совершенного театрального воплощения, а затем и текста для публикации едва ли не самого известного романа «Русский лес». Все они рассредоточены по ряду фондов учреждений. Так, в фондах редакций журналов «Знамя» и «Молодая гвардия» сохранилось два варианта полного текста романа с правками Леонида Леонова, разница между которыми всего год – варианты 1953 и 1954 годов. В дальнейшем, после переработки романа в середине 1950-х годов, Леонид Максимович уже не прибегал к исправлениям и редактуре, хотя текст впоследствии не раз переиздавался. Например, в делах о переизданиях романа издательством «Советский писатель» в 1966 и 1976 годах находится справка редактора В.П. Солнцевой (к изданию 1967 года), где указывается, что «дополнительной редактуры эта сложившаяся и неоднократно переиздававшаяся книга не потребовала» (ф. 1234, оп. 20).

Фотография Л.М. Леонова с Н.П. Стором. 29 апреля 1959 г. РГАЛИ. Ф. 2101. Оп. 2.
Фотография Л.М. Леонова с Н.П. Стором. 29 апреля 1959 г. РГАЛИ. Ф. 2101. Оп. 2.

На сегодняшний день основная часть личного архива Леонида Леонова по-прежнему находится в семье писателя. Однако и те материалы, которые бережно сохраняются в РГАЛИ, дают богатые возможности для изучения творчества большого русского писателя.

Н.А. Илюшин,
заведующий архивохранилищем РГАЛИ