Психологи любят шутку о том, как Рузвельт справился с Великой депрессией: «Говорят, что он просто не грустил». Это намек на «полезные» советы, которые каждый из нас получает время от времени в трудных ситуациях. Суть этих советов в том, что они обесценивают эмоции человека, представляют проблемой сущей ерундой и предлагают изменить свои чувства, словно по мановению волшебной палочки. Их суть можно свести к одной фразе: «Если тебе плохо, сделай так, чтобы было хорошо.»
«Нервничаешь? Да ты просто успокойся!»
«Боишься? Ну так не бойся!»
«Грустишь? Не грусти, будь веселее, и все пройдет!»
Эти советы никогда и никому не помогают, а скорее, наоборот — злят и выводят из себя. Но по какой-то причине, даже понимая это, мы сами активно даем их своим детям, причем, с искренним желанием помочь.
Справляться с эмоциями, быть устойчивым, осознавать, что с тобой происходит, и уметь найти опору в себе — все это навыки, которые не появляются сами собой. Но делать это можно научиться или получить умения с опытом.
Детям же все это дается очень сложно. Порой они даже не понимают, что именно с ними происходит. Им просто плохо и странно. В моменты сильных эмоциональных потрясений — грусти, разочарования, обиды — детям нужна помощь и поддержка родителей и других взрослых людей.
То же самое происходит, когда дети получают новый опыт, проходят через сложные испытания и проживают эмоции, с этим связанные. Для того, чтобы рискнуть попробовать что-то новое, решиться на отчаянный поступок, от них требуются внутренние силы и смелость. Правильно подобранные слова помогут ребенку не только пережить трудную ситуацию, но и получить новый полезный навык, развить устойчивость и уверенность в себе.
Вместо того, чтобы сказать:
- «Нельзя так легко сдаваться и отступать. Старайся еще сильнее, работай еще больше!»
Скажите:
- «Объясни, что именно тебе сложно сделать? Попробуем разобраться вместе.»
Вместо того, чтобы сказать:
- «Ну ты и неумеха. Брось, а то сломаешь, я сам сделаю.»
Скажите:
- «Это и правда непросто. А что, если попробовать сделать вот так?»
Вместо того, чтобы сказать:
- «Осторожнее! Упадешь.»
Скажите:
- «Внимательно смотри под ноги (например, убедись, что камень не шевелится).»
Вместо того, чтобы сказать:
- «Не волнуйся, это же так классно. Надо радоваться!»
Скажите:
- «То, что ты чувствуешь — это нормально. Люди вполне могут бояться и радоваться одновременно!»