Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри, основанные схиархимандритом Зосимой (Сокуром), расположены в селе Никольское под Донецком. На этом месте с начала 19-го века располагался сельский храм, освященный в честь святителя Василия Великого. В 1912 году на средства прихожан вместо старой деревянной церкви была построена каменная пятиглавая. В 1954 году сильно пострадавший от безбожников храм был восстановлен с одной главой и колокольней и с тех пор службы в нём больше не прерывались.
Еще в начале 20-го века в селе Никольское зародилось предание: когда в Васильевский храм придет служить монах, здесь откроются два монастыря. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в Никольское в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Его трудами храм был отреставрирован, построена крестильня с настоятельскими покоями и небольшая паломническая гостиница с трапезной. В 1992 году архимандрит Савватий был пострижен в схиму с именем Зосима.
В 90-е годы отец Зосима уже был известен как старец и пламенный молитвенник. Множество людей, как мирян, так и священников, приезжали к нему за духовным советом и наставлением. Будучи уже тяжело больным к тому времени, Батюшка принимал в день по 20-30 человек. С каждым, особенно с молодежью, беседовал подолгу, он, вообще, много внимания всегда уделял молодым людям, внимательно выслушивал, вникал в их переживания, старался всегда поддержать, направить, вложить добрые семена. Таким образом, количество людей, желавших послужить Богу под духовным окормлением батюшки постоянно увеличивалось. В 1997 году церковная община взяла в аренду у сельсовета «Дом временного проживания», расположенный на территории, прилегающей к храму, там была устроена богадельня по уходу за немощными и престарелыми людьми – «Дом милосердия». Батюшка был счастлив возможности обеспечить достойный уход своим стареющим "женам-мироносицам", как он называл матушек-помощниц, следовавших за ним по всем местам "ссылок" (власти много раз переводили о.Зосиму с прихода на приход, пытаясь сломить непокорного священника). Никольское, по словам самого Батюшки, стало местом его последней ссылки.
В этом же 97-м году Батюшка перенес клиническую смерть. Вернувшись, он стал активнее заниматься строительством и устройством обители, говорил, что мало времени у него, три года дали ещё пожить на земле. На территории общины, при участии благодетелей, развернулось масштабное строительство, именно в это время были построены жилые, хозяйственные, больничные корпуса общей площадью более 8000 кв.м. В 2000 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был присвоен статус монастыря, в 2001 – зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь. Приходская община стала монашеской обителью.
Созидая храмы душ человеческих, отец Зосима неустанно трудился и на ниве храмостроительства. Он возродил каменный храм Святителя Николая Чудотворца постройки 1910 года, расположенный на противоположной стороне села и бывший долгое время в запустении. К 2000-летию Рождества Христова
был построен Трапезный храм в честь Всех Святых, в земле русской просиявших.
Отец Зосима был очень деятельным человеком, вникал во все тонкости строительства, весь архитектурный ансамбль обители – его проект.
Обитель как бы соткана из разных нитей его судьбы. По крупицам собирал Батюшка духовные сокровища по всему православному миру от Донбасса до Сибири, от Одессы до Северной столицы. Киев, Почаев, Валаам, Соловки, Оптина пустынь, Афон, Иерусалим – все с юного возраста в течение жизни впитывалось, хранилось в его сердце и нашло себе отражение как в архитектуре, так и в богослужебной и уставной жизни обители.
Многое было построено уже после смерти Батюшки, но в строгом соответствии с его завещанием. Так была устроена надвратная церковь Иверской иконы Божией Матери с колокольней. В 2004 году в богадельне был открыт домовой храм в честь преподобного Сампсона Странноприимца. А сердцем Обители стал величественный Свято-Успенский собор, выстроенный по завещанию о.Зосимы и являющийся копией Успенского собора в Московском Кремле. (Удивителен тот факт, что Батюшка по своему усмотрению указал определённое место для строительства собора. Когда через год после его смерти стали готовить закладку, практически все участники процесса выразили желание найти для постройки более достойное место, но, исследовав местность, геодезисты пришли к заключению, что единственным возможным вариантом было место, указанное о.Зосимой).
Праздник Успения Божией Матери был одним из самых почитаемых Батюшкой, на второй день Успения он и ушёл в Вечность. Успенский Собор стал видимым воплощением его любви к Богородице и к Русской земле, её духовному наследию.
Отца Зосиму вообще отличало трепетное отношение ко всему своему, исконно русскому. Понимая Святую Русь как начало, удерживающее мир от апостасийного разложения, Батюшка ясно осознавал, что Россия имеет два крыла – православие и культуру – и только сохраняя в чистоте нашу веру и оберегая культуру, можно сохранить историческую память, нашу русскую идентичность – то, что отличает нас от других народов, делает Русь – Святою. Он прекрасно разбирался в русской истории, литературе, живописи, музыке и призывал нас не быть "Иванами не помнящими родства", дорожить своими корнями, святынями, знать и ценить свою культуру.
Историческая связь времён часто подчёркивалась Батюшкой и за богослужениями, когда наряду с церковными датами он вспоминал события русской истори, произошедшие в этот день. Так в праздник Рождества Богородицы мы обязательно поём Вечную память всем вождям и воинам, павшим на Куликовом поле, а в проповедях о.Зосима всегда упоминал этот важный исторический момент. В Сампсониев день, 10 июля, Батюшка непременно вспоминал Полтавскую битву, каждый раз искренне возмущаясь наглым предательством Мазепы и недоумевая, как на Украине его могут делать героем.
Есть мнение, что семья, нация, отечество и Церковь - являются для личности границами ответственности, очерченными рукой Бога. Отец Зосима был не только верным служителем Церкви, но и достойнейшим сыном земли Донбасса и гражданином своего Отечества. Отечеством для него была вся Святая Русь – наши народы, объединенные единой верой, историей, единой Церковью. Батюшка говорил: "Вот какова была Русь наша – единая, могучая, неделимая, непобедимая. Вот такой она и должна быть и в последующих поколениях. Неразделимая, чтобы не было этих "незалежностей", земля Русская чтобы объединяла нас всех, чтобы мы были единой духовной семьёй и братьями и сёстрами во Христе".
Постоянно пребывая в молитвенном делании, монашеских подвигах и пастырских трудах, Батюшка тем не менее всегда был в курсе основных событий, происходящих в стране и в мире, и не просто был в курсе, он размышлял, молился, проводил исторические параллели и аналогии, и очень часто предугадывал ход истории, прозревая будущее на много лет вперёд. Так ещё в начале 90-х годов 20-го века он говорил о том, что разделение России, Украины и Белоруссии на независимые государства искусственно инициируется западом, на всём протяжении истории мечтающим разрушить духовное единство русского народа и подчинить нашу страну своим интересам. Видя с какой интенсивностью на Украине насаждается отрицание и агрессия ко всему русскому, Батюшка с огромным прискорбием говорил, что такие действия непременно рано или поздно приведут к кровопролитию и войне, а также к гонениям на Православную Церковь.
Понимая, что Русская Православная Церковь является последним оплотом единства славянских народов и гарантом стабильности во всем православном мире, отец Зосима решительно обличал пагубность церковного раскола. Он горячо молился сам и призывал всех молиться о неделимости Русской Церкви: "Вздохни каждый о Церкви, чтоб нам сохранил Господь Единую Святую Русскую Православную Церковь. Не эту раскольническую, политическую, которую на Украине пытаются навязать, и в которую они захватывают храмы и увлекают насильно души человеческие в ложь и обман. А дай нам, Господи, в законной единой Русской Церкви пребывать!"
В своём завещании Батюшка написал: "Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они неканоничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви — монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность".
Масштаб личности схиархимандрита Зосимы и его вклад как в духовное, так и в культурно-историческое наследие Донбасса да и всей Русской земли трудно переоценить. Его жизненный подвиг, пастырские труды, слова и поучения приобретают всё большую актуальность в нынешнее время активной борьбы тёмных сил с человеческим в человеке, когда внешние трагические события, происходящие на нашей земле, являются лишь слабым отражением той ожесточённой битвы, которая по словам Фёдора Михайловича Достоевского происходит в сердцах людей.
И то, что сейчас смерть пожинает страшную свою жатву по всему миру, и то, что идет расчеловечивание на всех уровнях – все это последствия потери обществом нравственных ориентиров, обезбоживания, обезображения. И для нашей Обители пришло время испытаний. С марта 2022 года монастырь находится на линии фронта и подвергается регулярным обстрелам со стороны Украины. Практически все здания, включая храмы, разрушены; большинство насельников вынуждены были покинуть монастырь по благословению священноначалия и в данное время находятся в скитах: пожилые насельницы и насельники — в Касперовском монастыре недалеко от Иловайска; братия — в Иоанно-Предтеченском скиту, что на микрорайоне Зелёный в Макеевке; Матушка Игумения с частью сестёр — в посёлке Андреевка Снежнянского района, при Покровском храме. И около 50-ти человек остаются в монастыре, живут в нижнем храме Успенского собора, неукоснительно соблюдают оставленный отцом Зосимой богослужебный устав, хранят святыни.
Невзирая на практически полное внешнее разрушение, Обитель живёт! Братья и сестры служат, молятся и вдохновляются светлой надеждой на то, что, как птица Феникс, любимый монастырь неминуемо восстанет из пепла, как неминуемо возродится и Русь триединая в братской любви и в духовном единомыслии!
Израненный Успенский Собор стоит как символ поруганного, но не сломленного единства Святой Руси – единства Русской Церкви и единства братских народов России, Украины и Белоруссии, о котором так горячо молился о.Зосима и с глубокой верой в возрождение которого он и ушёл в Вечность.
Книга об отце Зосиме "О чем душа скорбит":
Канал Обители Батюшки Зосимы: