В предыдущей статье дефектура, мы пришли к выводу, что лучшая дефектура это ее отсутствие:-)! Для этого заказ товаров в торговую точку должен быть своевременным и полноценным. Заказ товаров должен включать текущую дефектуру, учитывать прогнозированный спрос в ассортименте и количестве товаров, но вместе с тем должен учитывать финансовые возможности по закупу. Как мы уже говорили, что дефектура зависит от разных факторов, все это должно быть учтено в заказе, должны быть учтены и другие условия:
1. Сопоставление количества заказываемых товаров, определенного ассортимента с сроком годности (если срок годности маленький, то заказывается минимальное количество)
2. Постоянство наличие вида товара на оптовом рынке, если его присутствие не постоянно, но товар нужный (списка «А»), то заказываем максимальное количество (но адекватное:-))
3. Сезонность товара: товары прошедшего сезона берем по минимуму или вообще не берем, смотрим товары будущего сезона, продаваемые в прошлогоднем периоде.
4. Динамика цен: если мы видим, что на какие-то товары резко поднялась цена, то такие товары необходимо закупать по минимуму, потому что определенное время будет существовать «шоковая пауза» - покупатель, увидев резкое повышение будет искать товары по «старым ценам» и только после того как будут выбраны все запасы старых партий в других торговых точках возобновятся продажи и у нас.
5. Изменения внешних факторов: наступление различных эпидемий, пандемий, инфекций, массовых болезней и т.д., и т.п. Активизацией рекламы отдельных товаров. Изменение социально-психологического мнения о вреде или пользе определенных товаров, лекарств, средств и т.д.
6. Изменение условий конкурентности: открытие рядом торговых точек (или закрытия ;-)), аналогичной направленности, изменений законодательства или правил торговли – например, ваш товар теперь возможно продавать при других, более упрощенных условиях.
7. Сроки поставки товаров.
При самом формировании заказа и ограничений суммой заказа, стоит задача с одной стороны заказать максимальный ассортимент с другой стороны, чтобы не было пробелов продаж (сегодня есть, завтра нет). В зависимости от финансового благополучия на данный момент, состояние товарных остатков и активности покупательского спроса создают (различают) разные виды заказа: можно их определить (назвать) как:
1. Краткий (срочный) заказ – данного товара уже как правило нет, и он из списка «А». Поэтому нужно заказать быстро и срочно и тому поставщику который доставит товар в сжатые сроки.
2. Оптимальный (средневзвешенный) – обычный заказ который учитывает все условия и обстоятельства рассказанные и описанные в предыдущей и данной статье.
3. Расширенный (ассортиментный) – работа на перспективу, на улучшение рейтинга торговой точки, увеличение продаж и т.д. Процесс как правило творческий и ответственный), если торговая точка в ранге сети, то создание такого заказа (расширение ассортимента) упрощается - если продается в «9 из 10» аптек, магазинов…, то с большой вероятностью будет продаваться и у вас.
Создание заказа при таких и в таких условиях в розничных точках с большим товарным остатком и расширенным ассортиментом в ручном режиме малопродуктивно и не эффективно! Практически невозможно вручную объективно пересчитать заказ в среднем по 200-500 (как минимум) позиций в день, при этом соблюдая оптимальное количество заказа по позициям, выбирая минимальные цены по поставщикам, соблюдая вышеописанные условия.
В программах автоматизации торговли функция автоматического и полуавтоматического заказа является базовой, другой вопрос на сколько хорошо и все объёмно логически и технически проработана данная функция. Не просто изложить логику обстоятельств и условий в программное обеспечение. Тут другие нюансы и вопросы: какие документы учитывать, какие нет, например, если определенный товар присутствовал в документе уценка, то такой товар к заказу не учитывать или заказывать в минимальном количестве. Как учитывать сроки поставки по поставщикам, группы товаров, ценовые категории, какие периоды анализировать, округление при подсчетах… многое другое. Кроме того, каждый «большой клиент» имеет свои индивидуальные особенности как по товарным запасам, так и по формированию заказа.
В нашей программе функция «автозаказ» реализована визуально в простой и интуитивно понятной форме, по применению достаточно нажать кнопку «сформировать заказ», после чего автозаказ сформируется. При необходимости заказ можно скорректировать, при чем позиции автозаказа синхронизированы с товарными остатками.
После этого нажимаем кнопку экспорт в «Общий заказ», позиции заказа распределятся по наиболее выгодным предложениям поставщиков.