Найти тему
Вокальная библиотека

Разучивание песни

III. Разучивание песни (15–20 минут)

Чтобы петь текст и мелодию вместе, требуется больше гибкости, поэтому после того, как вы разогреетесь и потренируетесь, ваш голос должен быть готов к более сложной задаче – исполнению песен. Эта часть вашей практики предназначена для оттачивания звуков и ритмов, изучения текстов песен, добавления стилистической интерпретации и объединения всех этих деталей в техническое и музыкальное целое.

Семь шагов в разучивании новой песни

1. Ритм

Важно сначала выучить ноты и ритмы ваших песен. Найдите время, чтобы прочитать ритм песни – хлопайте в ладоши или используйте слог «та». Используйте метроном, чтобы поддерживать темп, и не пропускайте этот шаг только потому, что вы уже знаете песню по записи. Артисты на записи допускают вольности в отношении нот и ритмов. Вам нужно знать оригинальные ноты и ритмы, чтобы понять, что задумал композитор – тогда вы сможете сделать свою собственную интерпретацию. В некоторых стилях музыки вы можете позволить себе большую вольность с ритмами, а в других это неуместно.

2. Мелодия

После того, как вы выучите ритм, сыграйте мелодию на фортепьяно. Выучите форму мелодии и повторите все сложные интервалы, не беспокоясь о соблюдении строгого ритма. Как мелодия ложится на ваш голос? Вы должны быть способны спеть всю песню без напряжения.

Если песня кажется вам слишком высокой или слишком низкой, поэкспериментируйте, исполняя её в разных тональностях. После того, как вы определитесь с тональностью, вам понадобится написанная в этой тональности музыка или цифровка. Не просите аккомпаниатора транспонировать музыку прямо во время прослушивания или выступления. Компьютерные программы могут транспонировать мелодии и создавать удобные для чтения ноты. Например, программа Band-in-a-Box содержит аккомпанемент для многих мелодий и позволяет легко их транспонировать. Программы Finale и Overture требуют больше опыта, но позволяют создавать более качественные и сложные партитуры.

Джазовые стандарты и популярные мелодии часто транспонируют в тональности, соответствующие голосу певца. Некоторые музыкальные театральные постановки, такие как песни Коула Портера, стали джазовыми стандартами и также могут быть транспонированы. Однако оперные арии обычно исполняются в той тональности, в которой они были написаны. То же самое касается классического репертуара музыкального театра (например, «Оклахома», «Карусель», «Король и я») и другой музыки этого жанра, которая, как правило, предназначена для определённых типов голоса.

3. Ритм и мелодия без текста

Встаньте подальше от пианино или клавиатуры и пойте свою песню с учётом ритма, выбрав удобный гласный звук, но без текста. Заставьте мелодию перетекать от ноты к ноте, соблюдайте динамические особенности и обращайте внимание на сложные ритмы и интервалы. Подумайте, где вы будете дышать, и отметьте фразы в нотах ('). Эта работа сэкономит вам время в долгосрочной перспективе. Если вы хорошо распределили фразы, у вас не возникнет проблем с нехваткой дыхания посреди слова или в конце фразы.

4. Добавьте основной аккомпанемент

Пойте мелодию с учётом ритма на удобном гласном звуке с аккомпанементом или последовательностью основных аккордов – не пропускайте этот шаг. Никогда не берите песню на прослушивание или выступление, предварительно не поработав с аккомпанементом. Это может полностью изменить ваше представление о мелодии и вывести вас из равновесия в напряжённой ситуации. Если вы работаете с цифровкой, есть много способов гармонизировать песню или сыграть её с другим ощущением ритма. Это зависит от вашего аккомпаниатора и от того, насколько хорошо вы описываете ощущение ритма и темп, которые вам нужны.

5. Изучите текст песни

Найдите слова, которые вы не понимаете, найдите в тексте скрытый смысл. Можете ли вы понять его настолько, чтобы дать правильное толкование? Вам не обязательно проживать историю песни, чтобы спеть её, но вы должны быть способны в достаточной степени сопереживать тексту, чтобы дать осмысленную интерпретацию. Представьте себя актером, интерпретирующим драматический текст для зрителя.

6. Послушайте записи

Послушайте записи других исполнителей и сделайте выводы, которые помогут вам определить вашу концепцию песни. Постоянное подражание звучанию других исполнителей вредно для здоровья вашего голоса. Однако вы можете многое почерпнуть в записях, обращая внимание на фразировку, темп, ощущение ритма и интерпретацию. Как певец работает с мелодией, ритмом и гармонией? Тональность песни выше или ниже, чем та, которую вы для себя выбрали? Обратите внимание на то, как звучит голос певца. Нравится ли вам? Соответствует ли ритмическое звучание аккомпанемента вашему представлению о нём? В чём отличие от музыки в нотах? В каком стиле написана песня (баллада, uptempo, рок, джаз, латиноамериканская музыка и т.д.)? Ответы на эти вопросы помогут вам лучше понять концепцию песни.

7. Интерпретируйте песню

Интерпретировать – значит привнести в песню своё личное видение. Оно может выражаться в том, как вы произносите текст, или, если это стилистически уместно, в изменении мелодии или ритма. Оно также включает в себя изменения в заданной динамике, другую гармонизацию, добавление или исключение вибрато и эксперименты с различными вокальными окрасками. Работу по интерпретации стоит начинать уже после того, как вы разучили песню.

Лучший способ начать работу с интерпретацией – это изучить текст. Если вы обращаетесь к тексту, остальное придёт с практикой и опытом. Поймите, о чем вы поёте, и постарайтесь передать чувства и эмоции, связанные с текстом, своей аудитории. Поработайте с зеркалом – даже едва заметное выражение глаз может помочь вам донести своё видение песни. Изучайте работы выдающихся вокалистов – они станут не только прекрасным учебным материалом, но и послужат для вас вдохновением.

Продолжить чтение >>>

-2