Братья и сестры, к сожалению, в современном мире все больше увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, и безумие, в которое впадает современный человек из-за денег, теряет свои границы. Вот почему во всем мире сейчас растет число разного рода конфликтов и происходят вооруженные нападения, часто совершаемые во имя религии. «Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите» (Иак. 4: 1–3). Так человек, обезумев из-за своих наслаждений, разрушает творение Божие, беспощадно эксплуатирует своих собратьев по человечеству и губит самого себя.
Когда человек забывает Бога и больше не живет по Его заповедям, которые были даны ему для того, чтобы взращивать жизнь и охранять ее, и, что еще хуже, ставит себя в своем крайнем безумии на место Бога, он уже живет и действует против своей собственной природы, против себе подобных и против всего творения. Таковой руководствуется девизом: «Если Бога нет, все дозволено». Но другая, не менее страшная крайность – это инструментализация веры, превращение ее в идеологию: когда человек осуждает ближних, исключает их из своего круга, даже убивает других во имя своей веры. Не осознавая этого, он тем самым отрицает и веру, и Самого Бога. К сожалению, все религии и конфессии сталкиваются с такой фундаменталистской и жестокой средой. Против всех этих девиаций мы, люди православные, не можем действовать ни силой, ни запретами. Потому что наше оружие – духовное и, прежде всего, оно заключается в силе личного примера.
Мы, христиане, верим, что Господь наш Иисус Христос пришел в этот мир спасти людей именно примером Своей жизни, жертвенно отданной за все человечество. Христос никого не отверг, не осудил. Напротив, Он призвал всех к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 28–30). Быть учениками Христа – значит следовать Его примеру, подвизаясь в молитве, практикуя аскезу с целью достижения кроткого, смиренного и умиротворенного сердца, свободного от страстей, из-за которых человек и теряет душевный мир.
Вот почему христианская духовность обращается к сердцу человека, дабы оно уподобилось сердцу Христа, Бога нашего, ставшего человеком. Но почему именно к сердцу, а не к разуму, который так превозносит современный мир? Потому что сердце – это центр человеческого существа, и именно в нем мы находим экзистенциальное единство со всем творением. В человеческом сердце сосредоточены все физические и психические силы человека. Вот почему наша духовная жизнь должна охватывать именно сердце. Тогда человек почувствует радость и единение со всеми и со всем. Наиболее показательным признаком такого духовного внутреннего состояния является чувство любви и сострадания к человеку, к животным и ко всему живому, как говорил монах VII века, преподобный Исаак Сирин.
И, напротив, если человек находится в состоянии греха, его сердце теряет свою внутреннюю целостность и единство. Одновременно с этим человек теряет внутреннее равновесие и покой, становится эгоистичным, замыкается на себе, закрывается от других и забывает их. Таковой начинает бояться других, смотреть на них как на врагов и восставать против них. Другие же становятся добычей подобного человека с помутившимся сердцем, и он набрасывается на них в своих корыстных, эгоистичных интересах.
Но как же мы можем изменить свое сердце, чтобы оно осознало присутствие Божие в нашей жизни и увидело вокруг наших собратьев, которые тоже являются людьми, как и мы? Стремление к душевному спокойствию, счастью и полноценной жизни является фундаментальной человеческой потребностью. Для христиан мир сердечный является даром Божиим, результатом действия благодати Божией в соответствии с мерой веры человека. Православная вера, которую мы исповедуем, не должна сводиться к интеллектуальному знанию или неким сентиментальным эмоциям. Она обязывает верующего жить по Божественным заповедям. Бог скрывается в Своих заповедях. Тот, кто с любовью исполняет заповеди Христовы, несет Христа в своем сердце, а с Ним – все человечество.
Сердце милосердное приобретается прежде всего молитвой. Для верующего человека молитва – это дыхание, кислород его жизни. Без регулярной молитвы душа человека ожесточается, становится нечувствительной к Богу и ближним, а вера превращается в идеологию, даже если он не осознает этого. Однако только молитва, совершаемая умом в сердце, является истинной, подлинной молитвой, преображающей сердце человеческое подобно тому, какое было у Христа. Практика такой молитвы требует не только сосредоточенного внимания, но и аскетической жизни, воздержания во всем, особенно в пище. Потому что невозможно по-настоящему молиться, когда желудок отягощен чревоугодием. Вот почему древняя православная традиция рекомендует придерживаться постов. Умеренность сама по себе является большой добродетелью и истинным благом для здоровья души и тела. Пост также имеет и социальные последствия, особенно в таком несправедливом мире, как наш.
Таким образом, верующий человек через молитву и воздержание очищает свое сердце, и оно умиротворяется благодатью Божией. Такой человек начинает излучать вокруг себя мир, становится миротворцем: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5: 9). В наш нынешний век нам очень нужны такие люди. Давайте же будем стремиться к этому. Аминь.
Перевела с французского Александра Калиновская
Сайт Mitropolia-ro.de