33K подписчиков

Культовое аниме-киберпанк 90х, повлиявшее на развитие жанра

365 прочитали
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год

Приветствую всех любителей фантастики. Сегодняшняя статья на канале будет посвящена культовому анимационному фильму жанра киберпанк «Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 года.

Но прежде чем мы начнем, по традиции канала для придания статье необходимого настроения, я отыскал для Вас один из саундтреков франшизы

Читайте так же:

Что ж. Экспозиция мира такова. На дворе 2029 год. Развитие цифровых технологий и кибернетики достигло уровня, при котором стало возможным повсеместное распространение сети, практически всё население Земли использует вживлённые импланты, а мощности вычислительных систем и развитие программирования позволили создать настоящие ИИ.

«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год

Однако цифровое развитие привело и к негативным последствиям, так как кибер-технологии кроме блага стали и средством в руках преступных элементов, а хакеры вышли на новый уровень и даже могут взламывать мозговые импланты человека.

В центре повествования находится майор Мотоко Кусанаги, девушка-киборг, возглавляющая штурмовой группы Девятого отдела полиции, который занимается расследованием и предотвращением актов кибер-терроризма. По сюжету Девятый отдел получает приказ расследовать дело некоего хакера, который называет себя "Кукловодом" за свою способность брать под контроль тела кибернизированных людей.

«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год

Итак. "Призрак в Доспехах" является экранизацией одноимённой манги Масамунэ Сиро режиссёра Мамору Осии. Стоит отметить, что изначально Масамунэ Сиро хотел "обозвать" свою мангу «Мобильная бронированная полиция по охране общественного порядка», но выбор остался за "Призраком в Доспехах", как дань уважения книга Артура Кестлера о философской психологии «Призрак в машине». И название "Призраком в Доспехах" как нельзя лучше характеризует философский посыл манги/аниме о сознании (призраке) в машинной оболочке (доспехах). Останется ли человек человеком, если перенести его душу из биологического тела в машину, иле же он будет лишь отпечатком былого человека, его "призраком"? А кем же вообще является полностью искусственная личность, но осознающая себя, испытывающая эмоции и способная к эмпатии? Это и есть глубинные темы контекста повествования, излюбленные в философии экзистенциальные вопросы о своей собственной личности и о том, что значит быть человеком, которые, судя по развитию цифровых технологий, в неотдалённом будущем грозят из абстрактной философии перейти в разряд остросоциальных тем. Стоит отметить, что данный философский контекст Масамунэ Сиро разработал не на ровном месте, а исследование природы сознания и самосознания и стирание границы между человеком и машиной, которые отражены в вопросах майора Кусанаги "являются ли ее воспоминания и самоощущение подлинными или просто запрограммированными конструкциями", были навеяны уже ранее упоминаемым "Призраком в Машине" Артура Кестлера и идеями одного из основоположников кибернетики и теории искусственного интеллекта Норберта Винера.

«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год

Вообще, глубинным анализом данного тайтла можно заниматься долго, но не хочется затягивать стать, да думаю и так за нагромождение текста выше определённо найдётся комментатор, который вывалит на меня ушат грязи.

Однако не одной философией едины. "Призрак в доспехах" является отличным визуальным зрелищем, где восхищает не только сюжет, но и техническое мастерство. Сама рисовка выполнена в неонуарном стиле с особым вниманием к деталям. Прорисовка городских пейзажей и прочих бэкграудов впечатляющая и создаёт атмосферу подстать жанру, чему так же в немалой степени способствуют написанные Кэндзи Каваи саундтреки, которые сочетают в себе традиционные японские мотивы с электронной музыкой.

«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год

Так же хочется отметить воплощение экшн сцен, которые являются ещё одной сильной стороной тайтла. Вообще, в бородатые 2000е не помню от кого мне достались пару дисков с аниме Наруто, где была часть начальных серий и часть серий из конца (Шипудден тогда ещё не начал выходить). Так вот, нашел я человека у которого были на винте недостающие серии, который мне их записал на болванки, а так же записал до кучи полуторачасовой виде файл, где был микс музыки 90х под нарезку из разных аниме. Так вот, попалась мне в этом видео экшн сцена, где какие-то "пиджаки" с дипломатами на повестку оказались телохранителями, у которых при нажатии кнопки сам чемодан отваливался от ручки, а на рукоять было закреплено автоматическое оружие. При этом выглядело всё стильно и "киберпанково". Сразу же у меня в голове появилась мысль "не знаю, что это, но я хочу это видеть". Так я и узнал про существование "Призрака в Доспехах". Да, кстати. Недостающие файлы Наруто по факту оказались долбаными филлерами, которые кто-то заботливо не записал, а музыкальный видео-файл назывался AniMix Project Full (нашелся на ютубе, тык на синеньком названии, отличная музыка, рекомендую).

«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год

По итогу "Призрак в доспехах стал ярким и знаковым аниме жанра киберпанк, который, наряду с "Акирой", повлияли на развитие жанра не только в Японии, но и на западе, давая вдохновение именитым режиссёрам, таким как братья Вачовски (ныне сёстры), Джеймсу Кэмерону и прочим. Кстати именно "Призрака в Доспехах" Вачовски показывали продюсеру Джоэлу Сильверу, говоря, что хотят снять нечто подобное, дабы получить одобрение на съёмки "Матрицы". остаётся неудивительным, что по аниме в Голливуде сняли блокбастер.

Отходя в сторону хочу заметить, что для меня является диссонансом, что некоторые люди, особенно ценители киберпанка, намеренно избегают аниме, считая его неким зашкваром, особенно учитывая тот факт, что сам жанр киберпанк тесно связан с Японией. Тот же почти неотъемлемый футуристический визуальный элемент жанра с ночными неоновыми городами был вдохновлён ночным Токио. Да и вообще, японская анимация в развитие киберпанка привнесла больше, нежели весь западный кинематограф.

«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 год

В общем, не много не мало, но "Призрак в Доспехах" является культовым представителем жанра и вехой в его развитии.

Что ж. А на этом у меня всё. Ставьте лайк если Вам понравилась статья, а так же не забудьте подписаться на мой канал "Миры Фантастики" и до встречи в новых статьях.