Согласно анализу данным о кредитовании, инвестициях и торговле, проведенному агентством Reuters, главная программа экономического сотрудничества Китая восстанавливается после спада во время глобальной пандемии, при этом основное внимание снова уделяется Африке.
Китайские руководители довольно часто ссылаются на миллиарды долларов, выделенные на новые строительные проекты, и рекордный объем двусторонней торговли в качестве доказательства своей приверженности содействию модернизации африканского континента и развитию взаимовыгодного сотрудничества.
Но данные показывают более сложную взаимосвязь, которая по-прежнему в значительной степени связана с добычей полезных ископаемых и пока не соответствует некоторым заявлениям Пекина об инициативе "Один пояс, один путь".
Хотя в прошлом году новые китайские инвестиции в Африку выросли на 114%, по данным Азиатского института Гриффита, они были в значительной степени сосредоточены на добыче полезных ископаемых, необходимых для глобального энергетического перехода, и на планах Китая по возрождению собственной слабеющей экономики.
Полезные ископаемые и нефть также доминировали в двустороней торговле. Интересный момент - усилия по увеличению импорта других товаров из Африки, включая сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, не увенчались успехом, поэтому торговый дефицит черного континента с Китаем резко возрос.
Государственное кредитование Китая, которое когда-то было основным источником финансирования инфраструктуры Африки, находится на самом низком уровне за последние два десятилетия. Одновременно, государственно-частное партнерство (ГЧП), которое Китай рекламирует как новый предпочтительный инструмент инвестирования во всем мире, еще не получило широкого распространения в Африке.
Результатом становятся более односторонние отношения, чем того хочет сам Китай. В них доминирует импорт африканского сырья и которые, по мнению некоторых аналитиков, уж слишком похожи на экономические отношения Европы и Африки во время колониальной эпохи.
Пока Китай отвергает подобные утверждения.
“Африка имеет право, потенциал и мудрость развивать свои внешние связи и выбирать своих партнеров [самостоятельно]”, - написали в министерстве иностранных дел Китая в ответ на вопросы Reuters.
Практическая поддержка Китаем пути модернизации Африки в соответствии с ее собственными особенностями приветствуется все большим числом африканских стран.
За два десятилетия до пандемии Covid-19 активность Китая в Африке, которая является основным направлением инициативы "Один пояс, один путь" (BRI), быстро возросла. Китайские компании строили порты, гидроэлектростанции и железные дороги по всему континенту, получая рефинансирование, в основном, за счет государственных займов. По данным Бостонского университета, в 2016 году ежегодные обязательства по кредитованию достигли пика в 28,4 миллиарда долларов.
Но многие проекты оказались убыточными. Поскольку правительства некоторых африканских стран с трудом возвращали кредиты, Китай сократил их выдачу. Затем Covid-19 привел к тому, что китайские строительные проекты в Африке были просто заморожены.
Сейчас политики в Пекине подталкивают китайские компании к приобретению долей в акционерном капитале и эксплуатации инфраструктуры, которую они создают для иностранных правительств. По словам китайских аналитиков, цель состоит в том, чтобы помочь компаниям выиграть более выгодные контракты и обеспечить экономическую жизнеспособность проектов.
Согласно данным, предоставленным Reuters исследовательским центром AidData при американском университете Уильяма и Мэри, доля зарубежных займов Китая в общем объеме кредитования транспортных средств специального назначения (SPV), которые, пожалуй, являются наиболее распространенным способом инвестиций в инфраструктуру по линии ГЧП, растет.
Скоростная автомагистраль Найроби стоимостью 668 миллионов долларов, построенная в рамках государственно-частного партнерства и управляемая государственной компанией China Road and Bridge Corporation (CRBC), может стать подтверждением работоспособности этой концепции Африке. С момента своего открытия в августе 2022 года платная дорога позволяет водителям обходить печально известные пробки в столице Кении, что помогло превысить целевые показатели по доходам и использованию.
Среднесуточное использование уже в этом в марте составило 57 000 автомобилей, превысив целевой показатель на 2049 год. На презентации экономического обоснования проекта, опубликованной в 2019 году, планировался выход на 55 000 машин только через 30 лет. Однако, подобный результат в сфере инфраструктуры - скорее исключение.
В прошлом году, Азиатский институт Гриффита оценил общий объем участия Китая в Африке – сочетание строительных контрактов и инвестиционных обязательств – в 21,7 миллиарда долларов.
Данные Американского института предпринимательства, аналитического центра, базирующегося в Вашингтоне, показали, что в 2023 году объем инвестиций достигнет почти 11 миллиардов долларов, что является самым высоким показателем с тех пор, как он начал отслеживать экономическую активность Китая в Африке в 2005 году.
И около 7,8 миллиарда долларов из этой суммы ушло на добычу полезных ископаемых, таких как медный рудник Хоэмакау в Ботсване, который китайская MMG Ltd купила за 1,9 миллиарда долларов, а также на кобальтовые и литиевые рудники в таких странах, как Намибия, Замбия и Зимбабве.
Естественно, что добыча важнейших полезных ископаемых стимулирует строительство обслуживающей инфраструктуры. Например, в январе китайские компании обязались инвестировать до 7 миллиардов долларов в рамках пересмотра соглашения о создании совместного предприятия по добыче меди и кобальта с Демократической Республикой Конго.
Западные державы и страны Персидского залива также стремятся возглавить мировой энергетический переход, при этом правительства Соединенных Штатов и Европы вкладывают средства коридор Лобито - железнодорожное сообщение для доставки металлов из Замбии и Конго на атлантическое побережье Африки.
Однако африканские лидеры изо всех сил пытаются привлечь финансирование и для других приоритетных проектов.
Например, несмотря на успех строительства скоростной автомагистрали Найроби, работы на нескольких кенийских дорогах застопорились, когда у правительства закончились деньги, чтобы заплатить китайским строительным фирмам.
Во время визита в Пекин в октябре прошлого года президент Уильям Руто обратился с просьбой о предоставлении кредита в размере 1 миллиарда долларов для завершения проектов.
Представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь заявил, что обсуждение этой просьбы продолжается.
Завершающий этап строительства железнодорожной линии, которая должна была пройти через Кению от ее главного порта до границы с Угандой, также оказался в подвешенном состоянии с тех пор, как в 2019 году прекратилось китайское финансирование. Уганда расторгла контракт на строительство своей части линии в 2022 году, после того как китайские спонсоры вышли из проекта.
Отвечая на вопрос о сокращении объемов кредитования африканской инфраструктуры, китайские официальные лица указывают на поворот к торговле и инвестициям,подчеркивая важность проекта Один пояс.
По данным китайской таможни, в прошлом году объем двусторонней торговли достиг рекордных 282 миллиардов долларов. Но в то же время стоимость африканского экспорта в Китай упала на 7%, главным образом из-за снижения цен на нефть, а дефицит торгового баланса увеличился на 46%.
Китайские официальные лица попытались развеять опасения некоторых африканских лидеров.
На саммите в Йоханнесбурге в августе прошлого года Си Цзиньпин заявил, что Пекин выступит с инициативами по поддержке модернизации производства и сельского хозяйства на континенте – секторов, которые африканские политики считают ключевыми для устранения торговых разрывов, диверсификации своей экономики и создания рабочих мест. Китай также пообещал увеличить импорт сельскохозяйственной продукции из Африки.
Несмотря на рост экспорта ископаемых усилия в других отраслях не увенчались успехом.
Имея один из крупнейших в Африке торговых дефицитов с Китаем, Кения стремится расширить доступ на второй по величине потребительский рынок в мире, недавно завоевав его для авокадо и морепродуктов. Но из-за сложных санитарно-гигиенических норм китайские потребители остаются недосягаемыми для других производителей.
Из 20 миллиардов шиллингов (150,94 миллиона долларов) заработанных Кенией на продаже авокадо, только 10% пришлось на Китай.
Согласно данным китайской таможни, в целом экспорт Кении в Китай сократился более чем на 15%, до 228 миллионов долларов, поскольку сокращение производства титана привело к сокращению поставок этого металла – ключевого элемента экспорта в Китай.
Так что, несмотря на все заявления китайского руководства, основным направлением китайских инвестиций в Африку остаются ископаемые. И теперь китайцам их нужно все больше.
Статьи по теме:
Китай ограничит поставки галлия и германия в ЕС
Использованы материалы:
https://www.realclearworld.com/2024/05/28/china_is_back_in_africa_and_doubling_down_on_minerals_1034301.html
https://www.reuters.com/markets/commodities/post-covid-china-is-back-africa-doubling-down-minerals-2024-05-28/