Вчера дочитал книгу Хомского про эволюцию языка. Сложно написано, ведь он ученый, но все-таки книжка научно-популярная, а не статья в Nature. Уловил 1.5 мысли. Язык у нас людей (кроманьонцев) сформировался где-то между 200 и 80 тыс. лет назад, в результате мутации, благодаря которой мозг стал получше соображать, чем у шимпанзе и даже неандертальцев. В нем стали формироваться всякие понятия с их названиями и связями. В результате язык стал развиваться как средство и способ мышления, в первую очередь. Мы думаем благодаря тому, что у нас есть такая штука внутри, как язык. Абстрактное мышление, причины и следствия в сложном виде, память…. приобрели сильно более продвинутый характер, чем нужно для прокорма. А уже звуки, которыми люди начали выражать те или иные понятия, стали внешним выражением этого внутреннего языка мышления.
Потом, по мере расселения, разные группы людей давали разные звуки одним и тем же понятиями, поэтому языков стало много. Но язык мышления у нас один, и он одинаковый, отражающий архитектуру нашего мозга и тела. Просто мы его бормочем по-разному. Именно поэтому, ребенок уже лет с 3 способен говорить более сложно, чем шимпанзе. А если рядом не оказывается взрослого, то малыш вырастает обезьянкой. Эффект Маугли. Другой человек «инсталлирует» в мозгу языковое программного обеспечение в этом раннем детском возрасте. Пропустишь - каюк. Вот я учу сейчас французский, и мне его надо учить как взрослому - через понимание, а не как дети, через впитывание языковых конструкций. Этот славный период у меня давно прошел.
Хомский не просто лингвист, он опирается на эволюционную биологию и изучает язык как биологический объект. Очень любопытно, с учетом появления новых небиологических языковых сущностей на Земле - LLM. И как мы начали с ними гибридизироваться, тоже интересный процесс.