Термины «регистр», «резонанс» и «диапазон» часто путают. Термин головной регистр относится к серии более лёгких по звучанию нот, воспроизводимых в верхней части диапазона. Головной резонанс – это ощущение симпатических вибраций в передней части рта, лица и головы. Диапазон – это полный спектр звуков, от самых низких до самых высоких, как в песне, так и в голосе певца.
Насколько большим диапазоном должен обладать певец? Максимально развивая свой голос, включая головной регистр, вы должны обладать вокальным диапазоном как минимум в две октавы. Певцы с диапазоном менее октавы, вероятно, не до конца изучили все части своего голоса или имеют проблемы с переходами, свидетельствующие о слабом головном регистре. Даже если вам не нравится звучание вашего головного регистра, регулярная практика укрепит и разовьёт ваш голос. Это требует времени и терпения. Использование вашего головного голоса расширяет ваш выбор репертуара и даёт вам больше выразительных оттенков звучания.
Развивайте свой вокальный диапазон по максимуму, но помните, что большинству слушателей больше нравятся выразительность и работа с оттенками звучания, чем виртуозные демонстрации высоких и низких нот. Такого рода вокальное «хвастовство» может стать грубым, немузыкальным и отвлечь внимание от песни. Виртуозная импровизация с различными мелодическими украшениями – это захватывающе, но только в том случае, если вы можете сделать это со вкусом, который придаст песне особую красоту и выразительность.
Йодль
Преувеличение разницы регистров при переключении голоса с грудного на головной – это вокальный приём, называемый йодлем, который долгое время был популярен в музыке кантри, а теперь используется и в поп-музыке. Певец, который поёт йодлем, использует быстрые и очевидные переключения с грудного голоса на головной (например, послушайте песню Лиэнн Раймс «Blue» с одноименного альбома 1996 года).
Плавные переходы регистров, однако, используются в большинстве музыкальных стилей, включая разнообразную популярную музыку, джаз и музыкальный театр. Если ваш голос звучит естественно и плавно, йодль не для вас. Вместо этого наслаждайтесь естественным преимуществом своего голоса – лёгкими и плавными переходами регистров. Многим певцам трудно одновременно исполнять йодль и делать плавные переходы. Мышцы, натренированные на плавные переходы между регистрами на всём диапазоне, довольно трудно переучивать.
Использование головного голоса обычно считается полезным способом звукоизвлечения на высоких нотах, независимо от того, есть ли у певца от природы очевидные изменения между регистрами или нет. Большинству певцов, в конечном итоге, нужно научиться переходить в головной регистр без срывов.
Работа с регистрами – это длительная работа, требующая времени и практики. Быстрые решения для сглаживания переходов между регистрами, как правило, носят временный характер и не позволяют создать надёжную технику, которая будет работать в различных ситуациях.
Советы по работе с регистрами
1. Используйте свой головной голос, даже если переходы не получаются плавными. Практика поможет их сгладить. Головной голос составляет значительную часть диапазона большинства женщин; для мужчин он меньше, но не менее важен. Развитие и усиление головного голоса даёт вам больший диапазон и большее разнообразие окрасок звука.
2. Упражнения с нисходящими звукорядами могут быть полезны для того, чтобы стереть границы между регистрами. Они также облегчают переход в более низкий регистр.
3. Работа с головным регистром может помочь улучшить качество вашего среднего и нижнего голоса за счёт повышения гибкости и появления ощущения уверенности в своих высоких нотах.
4. Упражнения на скольжение могут способствовать расслаблению гортани, облегчая переход от одного регистра к другому.
5. Высокие ноты: используйте или потеряйте их. Как и при любой физической активности, если вы не будете заниматься ею регулярно, вы потеряете мышечный тонус. То же самое относится и к пению в верхнем регистре. Голоса, как правило, становятся более низкими, тяжелыми и вялыми, если их не использовать на всём диапазоне.
6. Пойте на репетиции, как минимум, на тон выше, чем вы планируете петь на публике. С психологической точки зрения, осознание того, что вы могли бы петь на тон выше, если бы потребовалось, придаст вам сил и позитивного настроя. Физически высокие ноты в более высокой тональности должны звучать гармонично и чисто, а не сдавленно или визгливо. Ваши самые высокие ноты на выступлениях будут вибрировать обертонами и звучать более расслабленно и мелодично, если вы будете тренироваться петь выше, чем планируете петь на публике.
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK