3,7K подписчиков

Сикстинская капелла, потолок. История третья, Микеланджело

В этой истории много мифов и легенд, до правды докопаться трудно. Уж не обессудьте, всё-таки 500 лет прошло с той поры.

Интерьер Сикстинской капеллы около 1481 года. Реконструкция. Гравюра XIX века
Интерьер Сикстинской капеллы около 1481 года. Реконструкция. Гравюра XIX века

Итак, в Сикстинской капелле трещит потолок, одна из стен покосилась. Нужна реконструкция.

Я вообще - то скульптор...

Папа Юлий II решает сделать реконструкцию более масштабной и расписать свод в самом величественном стиле. Юлий считает себя человеком широких взглядов, вот и захотелось ему размаха и величия.

В это время в Риме Микеланджело Буонаротти воодушевлён его, Юлия, заказом. Задумал папа сделать себе гробницу ещё при жизни, а Микеланджело пригласил для создания статуй к ней.

Скульптор лично подбирал лучшие сорта мрамора, потратив на это много времени и сил. Вот мрамор привезён в Рим, но неожиданно понтифик отказывается платить скульптору за привезённый материал.

Буонаротти взбешён. Он бурно в итальянском стиле объясняется с папой, после ссоры покидает Рим, и возвращается во Флоренцию. Кажется, что возврата в Рим не будет. Но после длительных обращений, уговоров и требований Юлия, Микеланджело сдаётся, возвращается и даже просит прощения у понтифика за дерзкие слова, сказанные при ссоре.

Тут появляется любимый архитектор понтифика Донато Браманте. Он убеждает Папу, что строить гробницу при жизни, плохая примета. С этой поры о работе Микеланджело над гробницей речи больше не шло. Зато Браманте ловко «подставляет» Буонаротти, советуя Юлию нанять его для росписи потолка капеллы.

Если верить Джорджо Вазари (итальянский художник и писатель), план интригана расчетлив и коварен – полностью дискредитировать в глазах общественности известного скульптора, ведь Микеланджело никогда не занимался живописью, а значит, должен был потерпеть сокрушительное фиаско. Браманте жаждет убрать хотя бы на время со своего пути этого талантливого выскочку и сам заняться гробницей Папы.
Однако, из писем флорентийца Пьеро Росселли, адресованных Микеланджело, вырисовывается иная картина. По его словам, следует, что именно папе пришла в голову мысль поручить роспись свода Сикстинской капеллы Буонаротти. Что до Браманте, то тот, напротив, пытался отговорить Юлия от этой безумной затеи, утверждая, что скульптор не справится. У архитектора был свой протеже на этот проект – его друг и родственник Рафаэль Санти. Но Росселли вступился за честь земляка, и судьба Микеланджело была решена.

Где - правда, а где - вымысел, не понятно, и не только мне. Исследователи так и не пришли к единому мнению, с какой стати выбрали для росписи потолка Сикстинской капеллы не известного художника, а скульптора, который до этого времени никогда не занимался живописью, как говорят «и кисти-то в руках никогда не держал!»

У Микеланджело с Юлием, по свидетельству исследователей, отношения были бурные и противоречивые. После очередного скандала, скульптору было предложено вместо строительства гробницы, расписать потолок капеллы.

«Я вообще - то скульптор…" - так, по легенде, сказал папе Буанаротти и …подписал договор. Кто и кому так решил насолить подлинно неизвестно, но в 1508 году Микеланджело приступает к работе.

Кстати, сказать, что у Микеланджело на момент начала работ вообще не было опыта в настенных фресках и живописи, значит, сказать неправду.
Согласно историческим сведениям, он имел шанс познакомиться с этой техникой в мастерских Гирландайо, обучаясь там в 1487 году. Но с тех пор ни разу не практиковался в этом виде искусства, не считая эпизода своеобразного соревнования с Леонардо да Винчи, когда обоим было поручено сделать роспись стены в зале Большого совета дворца Сеньории во Флоренции.

Правда, соревнования этого не случилось по разным причинам.

«Летящие» леса

С первых минут работы возникает большая проблема проблема. Часовня действующая, Юлий не собирается отменять службы на время работы Микеланджело. Нужны леса, да такие, чтобы ни художники, ни священники не мешали друг другу.

Снова появляется любимец Юлия II архитектор Браманте:

- Я сделаю проект лесов, - гордо заявляет он, и предлагает подвесить настил с помощью тросов, закреплённых на потолке.

Только вот, как после окончания работ заделать дыры в том потолке, архитектор так и не придумал. Микеланджело этот проект, естественно, отвергает, и проектирует свои, «летящие» леса, которые крепились бы к балкам в стенах капеллы.

Такая конструкция лесов позволяла работать по всей площади потолка и не мешала тем, кто находился внизу.

Там, где крепились эти балки, до настоящего времени сохранились грубо заделанные штукатуркой и не закрашенные отверстия. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Эти отверстия были снова использованы для крепления лесов при последней реставрации свода капеллы в 1980—1984 годах, но балки использовались уже не деревянные, а стальные

Под лесами Микеланджело планирует натянуть экран из ткани для предотвращения падения краски и раствора вниз. Позднее, ученик и биограф Микеланджело, Асканио Кондиви, сделает запись о том, что ниже лесов экран из ткани натянут.

В первые месяцы Мастер был занят эскизами рисунков и разработкой подготовительных картонов. Сооружались строительные леса, а подготовкой поверхностей под роспись занялся мастер Пьеро Россели.

Муки не только творческие

Доказательством того, что работы по росписи свода капеллы начались, служит запись папского церемониймейстера Париса де Грассиса от 10 июня 1508 года о том, что во время литургии произошло падение штукатурного раствора.

Вопреки распространённому утверждению, согласно которому художник был вынужден работать лёжа, Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Трудности работе добавляло освещение: дневной свет, проникавший через окна и настил, дополнялся неоднородным светом свечей и ламп.

После длительной работы в таких условиях Микеланджело сильно испортит зрение, и долгое время потом будет читать и рассматривать рисунки снизу вверх, держа их прямо над головой.

Сохранилось письмо Микеланджело к Джованни да Пистойе, с юмористическим сонетом, описывающим мучения художника, где на полях он изобразил себя во время работы в капелле.

Если вам повезёт побывать в Ватикане, то когда у вас затекут и голова, и шея, и спина, от рассматривания потолка Сикстинской капеллы, вспоминайте художника, который провел в этом положении долгие четыре года.

Микеланджело за годы каторжной работы получил артрит, сколиоз и постоянную инфекцию ушей от краски и сырости, а мы с вами возможность наблюдать чудо сотворения мира.

Проектировка специальных лесов становится не единственной проблемой, с которой придется столкнуться великому творцу. Микеланджело начинает расписывать потолок, как вдруг выясняется, что изображения покрываются плесенью. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Он сбивает поврежденную роспись и продолжает работу, используя уже более устойчивый к плесени раствор. Все это время с ним рядом находятся его помощники.

Да, мои дорогие читатели, Великий Микеланджело работал не один, хотя некоторые экскурсоводы настаивают на этом. В одном они правы, позже Микеланджело будет расписывать потолок в одиночестве.

Он будет буквально жить в этой церкви, покидая ее исключительно на время сна. Будет сам готовить раствор, растирать краски и, в силу недостаточного опыта работы с настенной живописью, будет учиться всему прямо по ходу работы.

Первоначально Папа Юлий II заказал Мастеру изобразить фигуры двенадцати апостолов. Однако, Микеланджело идея эта показалась «бедноватой». И вновь после долгих препираний, споров и ссор, папа уступил скульптору, и милостиво позволил расширить иконографию по собственному желанию. За это низкий поклон Юлию. Будь он более настойчивым, не родился бы этот грандиозный проект величественной росписи потолка, содержащий в себе сцены из Библии. А мы бы любовались двенадцатью апостолами.

Схема фресок, написанных Микеланджело
Схема фресок, написанных Микеланджело

Программа росписи Мастера крепко связывала фрески Боттичелли, Перуджино и других художников с росписью свода Сикстинской капеллы.

Нижний пояс свода, это зона над портретами пап и треугольники над окнами, они посвящены теме земного человека и предков Христа.

Выше, средний пояс свода. Здесь размещены изображения пророков и сивилл, которые предсказали приход Спасителя.

Центр потолка – включает в себя девять эпизодов из Книги Бытия, начиная с сотворения мира, заканчивая опьянением Ноя. Эти сцены объединены в три группы и раскрывают три основные темы:

• Создание Небес и Земли

• Адам и Ева

• История Ноя

Центральные эпизоды рассказывают об основных событиях, боковые дополняют рассказ.

Четырёхлетний процесс росписи был полон и радости и разочарований, о нём сказано очень много. Существуют свидетельства современников Микеланджело, его биографов. Много исследований на эту тему современных искусствоведов и историков.

Гиды, специализирующиеся на музеях Ватикана, обязательно остановятся более подробно на каком-нибудь ярком эпизоде, рассказывающем о том, как продвигались работы, как менялись по ходу пьесы планы и стиль мастера, каковы были его замыслы и т.д.

Я предоставляю вам возможность самим почитать об этом. Таких историй в интернете множество. Но немного интересной информации я вам, конечно, предоставлю.

Микеланджело начинает работу с конца капеллы, с того места, где находится вход в здание, двигаясь к алтарной стене.

В этой истории много мифов и легенд, до правды докопаться трудно. Уж не обессудьте, всё-таки 500 лет прошло с той поры. Итак, в Сикстинской капелле трещит потолок, одна из стен покосилась.-3

Таким образом, финальная сцена трилогии – фреска "Опьянение Ноя"– становится первой. Последней становится сцена "Отделение света от тьмы", которая по логике должна быть началом всех трёх циклов.

Фреска "Опьянение Ноя"
Фреска "Опьянение Ноя"
Отделение Света от Тьмы. Фреска
Отделение Света от Тьмы. Фреска

В ноябре 1509 года, во второй год работ над сводом капеллы, Микеланджело решает перенести леса, чтобы продолжить роспись в другой половине церкви. Согласно Вазари, это случилось как раз после создания сюжетной линии "Сотворение Евы" из второй части трилогии «Адам и Ева».

Мастер впервые обозревает созданные им произведения без мешающих лесов и прочих предметов. Вместе с ним весь Рим смотрит открывшиеся фрески. Перед Микеланджело предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками, которые с трудом просматриваются на такой высоте!

И великий художник решается на изменение стиля дальнейшей росписи. После сюжетов "Грехопадения и Изгнания из Рая" и "Сотворение Евы", изображения героев становятся крупнее, лаконичнее и намного выразительней.

"Грехопадение и Изгнание из рая" фреска.
"Грехопадение и Изгнание из рая" фреска.

Сейчас самым известным изображением в мире является, "Сотворение Адама". Вспомните касание пальцев Творца и сотворённого им первого человека – Адама!

В этой истории много мифов и легенд, до правды докопаться трудно. Уж не обессудьте, всё-таки 500 лет прошло с той поры. Итак, в Сикстинской капелле трещит потолок, одна из стен покосилась.-7

Интересен и такой факт. До Микеланджело каноническое изображение Бога предполагало синее одеяние, и золотой нимб. На фресках Мастер изображает Бога-отца одетым в розоватые одежды. В чём же дело?

Оказывается, что, по договору с Юлием, за краски платил сам Микеланджело. А синяя ляпис-лазурь была самой дорогой краской того времени, не говоря уже про позолоту. Фактически, художник просто экономил деньги, а в ответ на претензии папы, что потолок выглядит «бедновато», Буонаротти якобы ответил, что «Он художник, он так видит». По другим источникам он ответил папе, что на плафоне изображены святые люди, которые не были богаты.

Да, кстати о " пальчиках». Знаменитое «касание», не принадлежит кисти Микеланджело. При очередных строительных работах, капелла опять «поплыла» и на этом месте образовалась внушительная трещина. Так что это место принадлежит кисти совсем другого художника-реставратора. Хотя и не становится от этого менее прекрасным, ведь реставратор только восстановил изображение, созданное великим Микеланджело.

Вопросы финансирования, как и во все времена, были главными, даже в искусстве. К примеру, в августе 1510 года финансирование проекта было остановлено по причине нехватки денег в папской казне. Но, несмотря на это, Юлий II торопил Буонаротти, чтобы тот завершил работу как можно скорей.

Микеланджело пришлось трудиться в бешеном ритме, буквально как рабу на галерах.

И это можно понять по его последним фрескам. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что изображения выполнены более обобщенно, без особой детализации, но так же грандиозно и очень эффектно, как и предыдущие! Вот что значит гений.

Целиком и полностью фрески были завершены осенью 1512 года, и в октябре состоялось торжественное открытие Сикстинской капеллы.

Часто бывает так, что сама Судьба и само Провидение вмешиваются в планы, меняют ход событий, да и вообще, как говорится, "что суждено, того уж не изменишь". Именно это и произойдет с историей создания фрески "Страшный суд".

Об этом моя следующая история.

Дорогие читатели, в статье вам может встретиться разное написание имени Микеланджело. Это не моя ошибка, просто в литературе встречаются все эти варианты:

Микеланджело Буонарроти

Буонаротти

Буонарротти и даже Буанаротти.