Найти в Дзене
Берега Невы

Анализ влияния бюджетных кредитов на снижение уровня долговой нагрузки регионов

Оглавление

Счётная палата проверила влияние бюджетных кредитов на снижение уровня долговой нагрузки регионов, и выявила, что действия Минфина, который занимался распределением этих кредитов, привели к нецелевому расходованию средств федерального бюджета.

Фото: rawpixel.com, freepik.com.

Основное

В заключении Счётной палаты сообщается, что в 2020-22 годах субъектам РФ были оказаны меры поддержки в виде бюджетных кредитов и реструктуризации долгов перед федеральным бюджетом.

Всего было оказано поддержки на 2,8 трлн рублей, из которых 1,6 трлн — бюджетные кредиты, 254 млрд — инфраструктурные займы. На реструктуризацию выделено 877 млрд.

Однако всё это оказало небольшое влияние на снижение долговой нагрузки регионов, хотя изменило структуру долга и позволило снизить расходы на его обслуживание.

  • Объём консолидированного долга за три года увеличился на 27% — с 2,5 трлн до 3,2 трлн.
  • Общий уровень долговой нагрузки на региональные бюджеты (отношение долга к доходам) снизился с почти 27% до 21%.
  • Рыночные заимствования замещены бюджетными кредитами, доля которых выросла с 39 до 70%.
  • Объём расходов на обслуживание долга снизился на 17% с почти 101 млрд рублей в 2020 году до 83 млрд в 2023 году.

Какие нарушения выявили аудиторы Счётной палаты при оказании таких мер поддержки регионам. Считают, кстати, это недоработкой Минфина.

Нет единых правил

Во-первых, проблему создало отсутствие единых подходов к распределению бюджетных кредитов. Они должны были быть направлены регионами на погашение рыночных займов, однако местные власти начали тратить выделенные деньги на другие цели. Например, в Кемеровской области средства размещались на банковских депозитах.

В общем, из-за того, что Минфин не установил в соглашениях цели и ограничения по использованию предоставленных средств, произошло «отвлечение средств федерального бюджета», то есть нецелевое расходование.

Не установлены сроки

В соглашениях также не прописаны сроки, когда регионы должны погасить рыночные обязательства за счёт федерального бюджета.

В итоге некоторые регионы рассчитались по рыночным займам только через 26 месяцев после получения средств. Опять же нецелевое использование бюджетных средств и опять же по недоработке Минфина.

Неправильное распределение

В некоторых случаях регионы с разными доходами получали одинаковый объём лимитов казначейских кредитов. Например:

  • Калининградской области с доходом 113 млрд рублей предоставили 2,5 млрд рублей;
  • Курганской области с доходом 47 млрд — 2,6 млрд рублей.

И наоборот, регионы с похожими доходами получали объём средств, отличающийся в несколько раз. Например:

  • Краснодарский край с доходом 284 млрд рублей получил 4,6 млрд;
  • Свердловская область с доходом 267 млрд — 15,2 млрд рублей.

В Счётной палате отметили, что правила распределения закреплены в Бюджетном кодексе, но Минфин не опирался на БК РФ, а самостоятельно распределял лимиты по регионам.

Нет отчётности

Для получения бюджетного кредита регионы не должны увеличивать долю рыночных заимствований более чем на 25% от доходов. И ежегодно отчитываться перед Минфином о выполнении этого условия до полного погашения задолженности.

Однако форма отчёта, которую разработало ведомство, не требует указывать, соблюдено ли это правило. В итоге регионы не предоставляют такую информацию.

Ответ ведомства

В Минфине с выводами Счётной палаты не согласились и сообщили, что займы на замещение рыночного долга выдавали по правилам, которые утвердило Правительство РФ.

В частности, суммы кредитов устанавливали с учётом необходимости финансирования социально значимых расходов регионов, а также ориентируясь на прогнозируемые доходы бюджетов субъектов.

В это время

Президент в своём послании Федеральному собранию поручил списать 2/3 долгов регионов по бюджетным кредитам. Средства регионами могут быть направлены на целевые проекты и инфраструктурные инвестиции.

А накануне были утверждены рекомендации по совершенствованию налогового законодательства, где закреплено списание части долгов регионам в размере около 1 трлн рублей за 5 лет.

Также регионам собираются дать возможность вводить на территории курортный сбор.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.