Политика "военного коммунизма" в годы гражданской войны привела к экономическому кризису и разрушению промышленной системы, особенно на Урале, в Донбассе и Баку. Это привело к голоду и безработице, вызвав недовольство населения, что в свою очередь спровоцировало восстания, включая Кронштадтское восстание в марте 1921 года.
Чтобы справиться с кризисом, правительство прибегло к НЭПу, который предполагал восстановление экономики через допущение частного капитала при сохранении государственного контроля над ключевыми секторами. Однако, ограничение государственной монополии на внешнюю торговлю могло бы способствовать более активному развитию экономики, позволяя иностранным инвесторам входить на рынок и стимулируя конкуренцию.
Тем не менее, перспективы реформ НЭПа были ограничены, поскольку они не предполагали долгосрочных изменений и не ставили под угрозу господство КПСС. Таким образом, НЭП, хоть и принес некоторые улучшения, оставался компромиссным решением, не решившим все экономические и социальные проблемы, стоявшие перед Россией.
В декабре 1921 года было принято решение о введении Новой экономической политики (НЭП), направленной на восстановление экономики с помощью частного капитала. Основные меры НЭПа включали отмену продразверстки, замененной продналогом, который был значительно меньше и вводился на ограниченный перечень продуктов. Бедным крестьянам предоставлялись льготы или освобождались от налога.
В рамках НЭПа разрешались наем рабочих, аренда земли и мелкое предпринимательство в сельской местности. Крестьянам также давалась возможность свободно распоряжаться продукцией своего хозяйства после выполнения государственных поставок.
Эти изменения были направлены на улучшение отношений с крестьянством и были вызваны неудовлетворенностью крестьян политикой большевиков в период "военного коммунизма", что привело к массовым восстаниям. Ленин считал, что союз государства и крестьянства будет способствовать построению социализма.
В период НЭПа было разрешено создание частных и кооперативных банков, а также страховых обществ. Государственные займы стали доступны частному сектору, а доход от них направлялся на развитие промышленности. Декрет о всеобщей национализации был отменен, и частным лицам разрешалось создавать предприятия, в том числе и совместно с государством. Государственные предприятия стали более самостоятельными и нацелены на самоокупаемость.
Концессионная политика была введена, но оказалась противоречивой. Власть стремилась интегрировать концессии в командно-административную систему, устанавливая свое участие в прибылях и сохраняя право на преимущественную покупку продукции. Создание концессий имело как позитивные, так и негативные последствия: способствовало созданию новых рабочих мест и привлечению новых технологий, но также создавало угрозу для государственных предприятий и политическую нестабильность.
Правительство сосредоточило свои усилия на реформировании управления народным хозяйством, смягчив централизацию. Одним из ключевых изменений была реформа системы оплаты труда, которая стимулировала рабочих к повышению производительности. Эта реформа заменила натуральное вознаграждение денежным и основывалась на тарифной сетке. Теперь отменились трудовые мобилизации, а рабочих стали нанимать на основе квалификации и производительности.
В период с 1922 по 1924 год под руководством наркома финансов Г. Я. Сокольникова была проведена реформа. Он высказывал мнение о необходимости наличия в государстве различных форм собственности, не только государственной. Чтобы стабилизировать финансовую систему, было принято решение об аннулировании местных валют, выпущенных в период Гражданской войны.
Сокольников также обращал внимание на проблему задержек выплат заработной платы рабочим. Он утверждал, что необходимо выплачивать зарплату вовремя и полностью, чтобы избежать необходимости в новой эмиссии денег. Правительство стремилось к тому, чтобы налоги и доходы росли быстрее, чем объем эмиссии.Сокольников предложил снизить расходы и увеличить доходы для борьбы с дефицитом. После сокращения бюджета Советского государства на 50%, внимание было сосредоточено на поиске новых источников доходов. Тарифы почтово-телеграфной и железнодорожной связи были повышены, а также рассматривалось увеличение прямых и косвенных налогов на мелкую и частную промышленность.
Видя, что ставки налогов не отражают роста общего товарного индекса, правительство предложило восстановить реальное значение акцизных ставок. Хотя это было сложно, государство не имело другого выхода. Однако, при существующем объеме товарооборота и уровне продукции, дополнительно увеличить доходы в бюджет было нелегко.
Для укрепления финансовой системы был введен червонец, который ценился на мировом рынке и часто использовался для оптовой торговли. Он был приравнен к десяти золотым рублям царской России и был обеспечен золотом и иностранными банкнотами. Было принято решение о выделении неприкосновенного фонда из золотого запаса, который не мог использоваться на текущие нужды.
Кроме того, были введены казначейские билеты, которые были конвертируемой валютой и обеспечивали доверие на мировых биржах. Эмиссия была сокращена, продналог был заменен на денежный, бюджетный дефицит был устранен, и национальная валюта была стабилизирована. Также были приняты законы о труде и земле, что способствовало росту производства и обеспечило государство сельскохозяйственной продукцией. К 1928 году промышленное производство достигло уровня 1913 года.