Арзамасская катастрофа - это одна из самых крупных катастроф, произошедших в СССР. В результате взрыва 3 грузовых вагонов с гексогеном погиб 91 человек, среди них 17 человек были дети. Трагедия произошла 4 июня 1988 года
Хронология:
Грузовой поезд №3115 из 54 вагонов следовал с оборонного завода им. Я. М. Свердлова (город Дзержинск Горьковской, ныне – Нижегородской области) в Казахстан. В первых трех вагонах состава находились промышленные взрывчатые вещества: 30 т тротиловых шашек ТП-400, 30 т флегматизированного (со сниженной чувствительностью к механическим воздействиям) гексогена, 27 т октогена, 25 т аммонала и 5 т аммонита, а также 13 тыс. кумулятивных зарядов ЗПКС-80.
Утром 4 июня поезд доехал до Арзамаса и примерно в 320 метрах от вокзала Арзамас-1 произошла детонация 3 вагонов с гексогеном. Взрывная волна была такой силы, что в результате такого бабаха 1000 домов было разрушено
Как было написано выше, 91 человек погиб, а также еще свыше 900 пострадали. Около 1500 семей пострадали, а свыше 800 остались без крыши над головой. Было повреждено 250 м железнодорожного полотна, линии электропередачи, электроподстанция, газопровод, городская канализационная система. Пострадали здание вокзала, две больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов. Во многих зданиях Арзамаса взрывной волной выбило окна, были повалены столбы и деревья.
Ликвидация последствий аварии и расследование
Штаб гражданской обороны Горьковской области эвакуировал из зоны аварии около 4 тысяч человек, около 500 участвовали в тушении возникших пожаров.
Для расследования причин взрыва и организации восстановительных работ была образована правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета Министров СССР Геннадием Ведерниковым. Ее эксперты работали на месте происшествия до 1 ноября 1988 года. Следственные действия вели Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел и Комитет государственной безопасности СССР. Специалисты даже пытались сымитировать взрыв вагонов с подобной загрузкой на полигоне.
В качестве основной версии фигурировала самопроизвольная детонация взрывчатых веществ, просыпавшихся из поврежденной тары (мешков и коробок) из-за нарушения правил погрузки. Однако в ходе экспериментов такая же взрывчатка не сдетонировала в аналогичных условиях ни от механического воздействия, ни от взрыва пропано-бутановой смеси (недалеко от места взрыва под железнодорожными путями проходил газопровод, утечку газа из которого с последующим воспламенением следствие рассматривало как возможную причину катастрофы). Ряд специалистов считают наиболее вероятной версией возгорание взрывчатых веществ в первом вагоне от искр из трубы тепловоза.
Арзамасская трагедия стала одной из крупных техногенных катастроф второй половины 80-х годов.
Спасибо за прочтение, ставьте лайки, подписывайтесь и комментируйте.