Железнодорожная сеть России – это сложная система транспорта, простирающаяся на более чем 122 тыс. километров по всей стране. Годы недостаточного финансирования и недостатка должного внимания к реконструкции железных дорог, мостов, станций и переездов привели к тому, что многие объекты сегодня нуждаются в незамедлительном восстановлении.Тем не менее, в последнее время мы наблюдаем некоторые позитивные изменения. Например, пресс-служба РЖД сообщает, что к середине мая 2024 года уже выполнен ремонт 850 километров путей из запланированных на этот год 5,2 тыс. километров. Это, безусловно, хороший темп работ. В общей сложности, с 2023 по 2035 годы планируется отремонтировать 82,2 тыс. километров железнодорожных путей. Более половины из них придется на Северо-Западный регион (44,2 тыс. километров). На Южном регионе планируется обновить 15,5 тыс. километров, а на Восточном – 22,6 тыс. километров.
«Телеграмма РЖД» / t.me/telerzd Если говорить об общем состоянии железнодорожной инфраструктуры, то картина оказывается многообразной. С одной стороны, на ключевых, самых загруженных направлениях, таких как Транссибирская магистраль или на участках, обслуживающих крупные промышленные центры, ситуация в целом стабильная. Здесь проводятся регулярные ремонтные работы, а самые критические объекты обновляются.Например, в первом квартале текущего года было потрачено 4,6 миллиарда рублей на проекты Центрального транспортного узла, включая строительство дополнительных путей на участке Москва – Алабушево. Значительные средства, а именно 2 миллиарда рублей, были вложены в развитие участка Мурманск – Волховстрой. В апреле текущего года железнодорожные пути на восточной части города Краснодар были отремонтированы. В целом, проделанная работа позволяет надеяться на благосклонное будущее для железнодорожной отрасли России.Существуют и негативные тенденции. В многих регионах, особенно в удаленных и недостаточно заселенных районах, железнодорожная инфраструктура находится в довольно плачевном состоянии. Износ путей, мостов, станций на таких участках часто достигает 80-90%. Восстановление и реконструкция этих объектов требуют огромных финансовых вливаний. На данный момент текущие инвестиции недостаточны.Особенно острым является вопрос об участках, построенных еще в советский период и с тех пор почти не подвергавшихся обновлению. Здесь накопилось множество проблем — от старения путей до изношенных систем сигнализации и связи. Восстановление таких объектов требует комплексного подхода и значительных ресурсов.Кроме того, существуют регионы, где железнодорожная инфраструктура развита слабо. Примерами могут служить Дальний Восток, Сибирь (севернее Омска) и другие удаленные территории. Здесь необходимы крупные инвестиции и комплексные программы модернизации для обеспечения надежного и бесперебойного железнодорожного сообщения.Учитывая огромные масштабы транспортной сети и накопившиеся проблемы, процесс восстановления железнодорожной инфраструктуры будет долгим и трудоемким. Понадобятся значительные финансовые вливания, четкая стратегия и слаженная работа всех ответственных структур. Несмотря на это, текущие проекты вдохновляют надежду на постепенное улучшение ситуации.Например, в ближайшее время планируется капитальный ремонт железнодорожных путей на нескольких участках в Удмуртии: Кизнер – Саркуз, Глазов – Балезино и Болгуры – Кварса. В рамках этих работ произойдет замена рельсов и шпал, очистка балласта и укладка бесстыкового пути. Аналогичные мероприятия будут проведены и в других регионах, обслуживаемых Горьковской железной дорогой. Общий объем работ по капитальному ремонту составит 370 километров путей.Железнодорожные магистрали представляют собой стратегически важную транспортную артерию страны, от состояния которой зависит экономическое развитие и благополучие миллионов жителей России. Поэтому восстановление железнодорожной инфраструктуры должно оставаться приоритетом государства.Конечно, предстоит много работы. Но при системном и последовательном подходе, с необходимым финансированием и контролем, через несколько лет мы увидим значительные улучшения в состоянии российских железных дорог.