Как появляется творчество? Зачем несколько сотен тысяч лет назад кто-то нарисовал на стене своего жилища мамонта? В какой момент человек, услышавший стук дождя по крыше, шелест осенних листьев или журчание утреннего ручья решил, что всё это музыка?
Часть 1. Наскальная живопись
По каким-то, до сих пор неизвестным причинам общество, а точнее, некоторые индивиды начинали выполнять обыденные действия иначе, не так, как это делали соплеменники. И дело здесь совсем не в удовлетворении высшей потребности по Маслоу, о чем нам твердили на уроках в средней школе и университетах. Каждая индивидуальная девиация, интегрированная в социум, имеет право называться творчеством. И эта девиация обязана преследовать четкую, определенную цель – упростить повседневные действия. Сделать примитивную охоту менее примитивной и т.д. Не следует заблуждаться относительно наскальной живописи, как первого проявления творчества. Люди умели и повсеместно использовали способ графического повествования задолго до возникновения этих изображений. Просто материал, несущий подобную информацию по известным причинам не сохранился до наших дней.
Индивиды, желающие менять привычный ход вещей, появились вместе с возникновением общества. И определяет их не столько комплекс генетических, психоэмоциональных и социальных факторов, вызывающих подобное асоциальное изменение мышления. Это отклонение от нормы или гениальность, является точно такой же патологией, как и любое другое нервно-психическое расстройство. (Тот факт, что психические нарушения в количественном отношении постепенно опережают онкологические заболевания и патологии сердечно-сосудистой системы, может натолкнуть на мысль о новой пассионарной волне, из чего следует вывод о том, что человечество находится на пороге колоссального научно-технического прогресса).
«…»
Часть 2. Пассионарность
В настоящее время выдвинуто множество гипотез о природе пассионарности. Эмпирическая проверка таких гипотез затруднена, так как они используют многозначную терминологию, с трудом поддающуюся рационализации. Следовательно, актуальным становится сравнение различных исследовательских подходов для поиска методологической основы дальнейших исследований. В ходе такого сравнения было выделено несколько концептуальных объяснительных схем пассионарности.
- Генетическое объяснение
Генетическое объяснение определяет пассионарность как следствие изменений в структуре ДНК. Ставя в центр объяснения мутацию генов, вызванную внешним воздействием и приводящую к особенностям в поведении, данный подход служит своеобразным «мостиком» между физико-энергетическим и психофизиологическим объяснением. Такая позиция призвана дать объяснение происхождению «пассионарных толчков», появлению инстинктивности в поведении пассионариев, длительности пассионарного возбуждения (за счет наследуемости), совпадения пассионарного поведения и необычного внешнего облика (по причине сцепленности генов). Ряд современных исследований показывает, что такие пассионарные качества, как склонность к риску, могут быть отчасти объяснены наследственностью. Группа ученых из Северо-Западного университета в штате Иллинойс (США) выяснили связь азарта с генами в процессе эксперимента с участием 65 людей. Испытуемых просили принять инвестиционные решения: некоторые с большим уровнем риска, некоторые менее опасные. Анализ ДНК слюны людей, принявших рискованные решения, показал, что им свойственна особая версия генов, регулирующих выработку биологически активных веществ − допамина и серотонина (DRD4 – ген рецептора гормона дофамина и SLC6A4 – ген, кодирующий транспортный белок, предназначенный для переноса гормона серотонина через клеточную мембрану к нейронам . Вместе с тем, исследователи отмечают, что роль генов в принятии более рискованного решения не превышает 30%. Оставшиеся 70% зависят от воспитания и личного опыта каждого человека. Таким образом, следует признать, что современное состояние генетики не позволяет дать однозначного заключения по поводу гипотезы мутационной природы пассионарности
2. Этологическое объяснение
Этологический подход заключается в замене рассмотрения сущности пассионарности описанием ее поведенческого проявления, раскрытием структуры такого поведения. Отвечая на вопрос «пассионарность – это...», приводится перечисление таких наблюдаемых признаков, как: игнорирование инстинкта самосохранения, самопожертвование, подвиги и преступления, алкоголизм и наркомания, отсутствие семьи, риск, преждевременная гибель индивида, аскетизм и др. Следует отметить, что становление этологии как самостоятельной дисциплины связывается с выдвинутой К. Лоренцом описательно теорией инстинкта. Отсюда и исходит представление пассионарности как инстинктивного поведения . С точки зрения этологического подхода, причина заразительности пассионариев не в них самих, а в инстинктах, заставляющих других ориентироваться на людей, выглядящих уверенно. Следует отметить полезность такого подхода на ранних этапах становления научной концепции – он позволяет собирать и систематизировать факты, выявлять устойчивые тенденции, служит для оценки выдвигаемых гипотез. Вместе с тем, очевидно, что данный подход имеет вспомогательное значение и не претендует на создание собственно объяснительной модели пассионарности.
3. Физическое объяснение
Данный подход основан на традиции научных построений с ориентацией на физику – эталон научного знания конца XIX − начала XX в. Основными объяснительными категориями здесь являются поле и энергия. Использование таких понятий, как биохимическая энергия, космическое излучение, магнитное поле Земли, гравитационные и электромагнитные поля, индукция, энергия организма, импульс, инерция, вектора сил, силовые линии, напряжения, ритмические колебания, коэффициент полезного действия и др., ориентировано на нормы классической науки. Вместе с тем, непосредственный переход от общих физико-энергетических рассуждений к конкретным исследованиям затруднителен. Так называемые биотоки существуют, но они имеют обыкновенную биофизическую природу, являясь побочными продуктами деятельности сердца и нервной системы, и далее кожных покровов (откуда снимаются электрокардиограммы, электроэнцефалограммы, миограммы и т. д.) не распространяются и к психологическим характеристикам субъекта прямого отношения не имеют. Поэтому идею о полях, индукции и ритмических колебаниях, используемую в концепции пассионарности, можно понимать только фигурально.
4. Психофизиологическое объяснение
Данный подход привлекает для объяснения пассионарных явлений ряд понятий из естественно-научной области: физиологии высшей нервной деятельности, психофизиологии, нейрохимии и др. В отличие от предыдущих подходов, в нем делается упор на понятия, подлежащие экспериментальному исследованию, в отношении которых существуют установленные закономерности влияния на поведение человека. Данный подход объясняет пассионарное поведение индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности, обусловленными активацией коры головного мозга, динамикой процессов торможения и возбуждения, балансом нейромедиаторов, особенностями потенциалов головного мозга. Отмечаемая рядом исследователей эмоциональность пассионариев, несомненно, должна найти свое нейропсихологическое отражение, поскольку при переживании человеком эмоций задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Исходя из современных представлений о физиологии ЦНС, возможно осуществить и поиск химических агентов, обусловливающих пассионарность. Надо сказать, что интегративные функции нервной системы, проблемы мотивации, человеческой активности, нейрофизиологические корреляты сознания и речи давно исследуются представителями психофизиологии. Релевантность данного подхода вытекает и из его соответствия положению о генной природе пассионарности в концепции Л.Н. Гумилева. Однако попытки построить объяснение поведения человека, опираясь только лишь на нейрофизиологические закономерности (например, так называемые рефлексология, реактология и другие), давно показали свою ограниченность. Это объясняется рядом причин. С одной стороны, по мнению Р. Шмидта и Г. Тевса, относительно нейронной активности, лежащей в основе человеческого сознания, на сегодняшний получены простые и в целом совершенно неудовлетворительные данные. С другой стороны, нейрофизиологи, продвигаясь в изучении сознания и поведения человека, часто вынуждены выходить за пределы предметной области и опираться в своих построениях на теорию информации, логику, семиотику и психологию. По-видимому, сущностные закономерности человеческой деятельности находятся на разных уровнях объяснения, включая и нейрофизиологический, но не ограничиваются им.
5. Психологическое объяснение
На возможность и необходимость психологического объяснения указывают большинство исследователей пассионарности. Сам Л.Н. Гумилев утверждал, что пассионарность является чертой психической конституции данного человека, хотя о психологии Л.Н. Гумилев не ведет речь специально. Его теория − это теория объяснения этногенеза, а не психологии. Однако для описания пассионарности всеми исследователями, в той или иной степени, используются психологические термины. Наиболее распространенной тактикой объяснения в данном случае является редукция понятия «пассионарность» к другим психологическим понятиям, имеющим определенную степень разработки в психологии, – темпераменту, акцентуациям, альтруизму, адаптации, самоактуализации и др. При ближайшем рассмотрении обнаруживается бесперспективность такого рода построений. Необходимо отметить, что, с точки зрения психологии, задача изучения пассионарного поведения не выглядит необычной. Принципиально сходные проблемы неоднократно становились предметом психологических исследований (изучение одаренности, агрессивности и толерантности, конформизма, лидерства, влияния и др.). Накопленный опыт подобных исследований, ряд релевантных для объяснения пассионарности психологических теорий, наличие методов эмпирического изучения – все это говорит о методологической готовности психологии к изучению пассионарности. В настоящее время такая готовность остается нереализованной. Представители психологии редко непосредственно обращаются к проблеме пассионарности (вероятно, напуганные естественнонаучной риторикой вокруг этой проблемы, с одной стороны, и ее идеологизированностью, − с другой). Единичные психологические исследования вместо системного анализа предлагают поверхностный обзор. Отсутствуют не только фундаментальные работы, но и исследования взаимосвязи пассионарности с такими базовыми свойствами личности, как направленность, экстравертированость и уровень субъективного контроля. Таким образом, несмотря на явный «психологизм» понятия пассионарность и методическую готовность психологии, в современной науке отсутствуют систематические исследования этого явления, крайне слаба экспериментальная база, не определены методологические ориентиры.
6. Социально-психологическое объяснение
Основанием выделения данного подхода является использование исследователями пассионарности таких социально-психологических и социологических понятий, как социум, лидерство, группообразование, пассионарность общества, баланс групп, народ, этнос, конфликт и др. Надо сказать, что сама концепция пассионарности изначально предполагает учет социальных феноменов. В работах Л.Н. Гумилева отмечается, что движущей силой этногенеза является лишь пассионарность, накопленная в социуме до определенного порога, а действие пассионариев проявляется через «пассионарную индукцию», т. е. влияние на других. Многие названные исследователями качества «пассионариев» отражают особенности взаимоотношений с другими людьми (лидерство, конфликтность и т. п.). Иными словами, пассионарность, хотя и свойственна отдельным людям, но проявляется только во взаимодействии людей, в динамике социальных систем (от семьи до этноса).
Часть 3. Заключение
С исследовательской позиции, наибольший интерес для меня представляют психофизиологические и психосоциальные методы. Так, например, сублимацию сексуальных инстинктов тоже следует отнести к уделу пассионариев, как важнейший направляющий вектор самореализации.
«…»