Лично я к проповедям Андрея Ткачева отношусь прохладно. Но он популярен в российском медийном околоцерковном пространстве. Значит, есть успех. И есть основания этого успеха.
Меня заинтересовал этот момент: почему популярен Ткачев? Перечитав много материала на эту тему, готов поделиться с вами 3 факторами находок.
Вы можете согласиться, опровергнуть, добавить. Пишите в комментариях.
Фактор 1. Патронаж.
В сети ВКонтакте нашел немало постов с некой конспирологией о Ткачеве.
Мол, его считают иудеем, скрытым масоном, ставленником Кремля и «говорящей головой ФСБ" (цитировано по источнику ВКонтакте, «Никольский железнодорожный храм» от дек..2022 года.
Как вы знаете, я осторожно отношусь к любым конспирологиям, поэтому не воспринял эту информацию всерьез.
Но то, что Андрей Ткачев «прибыльный проект РПЦ» - об этом мне попадались заметки и ранее (заметки в LJ, сети Одноклассники и ВКонтакте).
Его не просто так пригласили в Москву из Украины и обеспечили такую поддержку.
Ткачев не был согласен с политическим курсом Украины (сам он родом из Львова, Западная Украина) и потому в 2014 году мигрировал оттуда. Такой человек, политический мигрант, был выгоден здесь в России. Тем более, что Ткачев учился в свое время на пропагандиста (правда не завершил учебу, был отчислен за прогулы). И тем более, что он у себя на Родине занимался миссионерством и пропагандой. Там он был оппозиционером, а приехав в Россию, стал «своим», нужным.
В патронаже у прот. Андрея Ткачева по церковной линии патриарх Кирилл и православный олигарх Константин Малофеев. Ему дали «зеленый свет» и обеспечили финансово и медийно.
Это очень значимый фактор. Будь он никому неизвестный и ненужный священник из другого государства, он бы, конечно же, не устроился так хорошо. В России без связей и поддержки делать нечего. Мы все это с вами на опыте знаем.
Фактор 2. Талант пропагандиста.
Безусловно, Андрей Ткачев талантом пропагандиста обладает. Он умеет влиять. Кто работал или работает в сфере продаж, знает о методе больших продаж по технологии SPIN. Ключевая суть этой методики – умение задавать извлекающие вопросы по типу, какая трагедия произойдет, если вы не купите и не приобретете это. Игра на страхе. Но именно на этом и строятся, во многих случаях, большие продажи и сделки.
Ткачев умеет запугивать. Через это умеет влиять. Ведет себя уверенно, как «всадник истины», оседлавший ее.
Недавно послушал получасовой стрим о «В чем феномен отца Андрея Ткачева?» на канале «Серьезные подкастеры». На нем было 4 спикера и все они полчаса воспевали «отца Андрея». Гений, труженик, работает над собой – таковы были отзывы о Ткачеве. Но мне, честно говоря, показался этот стрим малоинформативным. Вот если бы пригласили 2 спикеров «проткачевских» а два «антиткачевских» - вот это было бы интересно. Был бы, как говорят в науке тезис и антитезис,, основа для сопоставлений и верных выводов. А так только слепые аплодисменты.
Гением Ткачева лично я не считаю. Да, талант пропагандиста в нем есть. Но через такого человека я, например, не смог бы прийти ко Христу. Почему?
Объяснение нашел в другом стриме священника Олега Моленко, служителя храма апостола Иоанна Богослова, от июля 2017года. Отец Олег разобрал в своем стриме 9 выступление отца Андрея Ткачева по теме евангельских заповедей блаженства. Перед началом каждой заповеди Андрей Ткачев честно признавался, что он не обладает добродетелью, о которой вещает. Ни кротостью, ни нищетой духа.
Отец Олег заметил тогда: вот человек, священник Ткачев сам нам сейчас честно признался, что далек от этих добродетелей. Спасибо за честность. Но как человек не смиренный может говорить о смирении, а не кроткий о кротости? Это же профанация.
Да, Ткачев берет своей честностью. Ведь многие люди бояться себе признаться в чем-то, бояться осуждения людей. А он не боится. Но это не духовное мужество, идущее от Бога, а просто человеческая смелость. Человек принимает себя таким какой он есть. Хорошо для психологии личности. Но в христианстве другой взгляд: я такой, Господи, но хочу стать духовно лучше и чище. Вот второго, как отмечал отец Олег Моленко в Ткачеве то и нет. Если бы он был бы до конца по христиански честным, то перестал бы вещать о том, чем не обладает, а пошел бы в монахи, занялся бы покаянием и стяжанием добродетелей.
Но в нынешнем состоянии христианской духовности такого не нужно. Гордый человек может вещать о смирении. И если он красиво, по –человечески, говорит, как оратор, то его будут слушать. Это уже не к Ткачеву вопрос (он видя это, использует в своей деятельности), а о состоянии христианства сейчас. Красивые фантики (слова) подменили дух Божий. Слышим слова, но не чувствуем, не переживаем Духом. Сердце пусто.
3 фактор. Сформирована аудитория под Ткачева
И вот тут мы переходим к третьему значимому фактору успеха Андрея Ткачева: духовное состояние аудитории. Аудитория была подготовлена к тому, чтобы в ней проповедовали такие как Ткачев. Какие такие: грубые, недипломатично честные, дерзостно уверенные, говорящие о тех христианских ценностях, которыми сами не обладают.
Вот слушаю, например, отца Луку (Степанова). Виден в нем смиренный, умный и аккуратный человек. Он аккуратно говорит, стараясь не исказить собой Евангелие. И он так себе популярен. Хотя слушать его приятней, чем Ткачева.
Вот выходит Ткачев и «рубит правду матку» (как говорят мудрые люди: не надо у правды рубить матку, а то правда больше не родиться). Неважно, полезен его совет или вреден. Он говорит уверенно, как «последняя истина». Из психологии мы знаем, что уверенный тон (пусть и вранья) очень сильно действует на неуверенных в себе людей или людей, похожих на самого Ткачева по грубости. Но это лишь психологический эффект, а не евангельский, не духовный.
Но такое «христианство» востребовано сейчас, которое может быть совсем и не христианство. Но раз есть запрос – есть и его исполнители. И один из них Андрей Ткачев.
Те же спикеры из «Серьезного подкастера» говорили о Ткачеве, что он чувствует что нужно аудитории и как это преподнести. Видно, что он берет уроки ораторства (чтобы влиять на аудиторию). Соглашусь с ними. Да, это ораторство, это влияние, но это не христианство.
В аккаунте «Никольский железнодорожный храм» в сети ВКонтакте в заметке от декабря 2022 года есть такие вещи о Ткачеве (цитирую):
Проповедями Ткачёва возмущаются представители всех политических лагерей. И либералы, и коммунисты, и православные консерваторы находят в высказываниях отца Андрея что-то их раздражающее. Одних он возмущает одобрительными речами в адрес Путина и насмешками над оппозицией, других – призывами «вынести труп из Мавзолея», третьих – подчас вольными и слишком «либеральными» трактовками православного вероучения, протестантскими и даже «харизматическими» прихватками. За годы своей публичной активности отец Андрей сумел задеть практически все общественно-политические группировки, существующие на постсоветском пространстве.
Резонансные высказывания Андрея Ткачева
(Цитированы по источнику Daily Storm от 23.05.2024)
Девушки из регионов, которые приехали учиться в Москву, не должны делать аборты, а те, кто все же решатся их сделать, будут несчастливы всю жизнь.
В середине мая Ткачев заявил, что белгородцы недостаточно молятся во время атак ВСУ и из-за этого регион часто подвергается обстрелам.
Белгородцы посчитали слова Ткачева обидными: подчеркнули, что Ткачев своими словами выставляет белгородцев виноватыми в атаках на город.
В первые часы после теракта в «Крокусе Сити Холле» священник написал в своем Telegram-канале, что Бог наказал пострадавших и погибших от рук террористов за то, что они развлекались на концерте в первую неделю поста.
««Танцульки, распродажи, хохотульки… Жрем все подряд и песни глупые слушаем. А пост-то начался. <…> А кто считает, что его лично не касается, тому сволочи напомнят. На распродаже. Или на концерте»
(Мой комментарий: мне показались эти слова словами колдуна, а не православного священника)
В августе 2023 года Ткачев «прославился» благодаря своим словам о том, что на СВО нужно отправлять наркоманов из ночных клубов Москвы.
«Я вас уверяю, это будет настолько оздоравливающий иметь эффект, что мы страну со временем не узнаем», — сказал он.
Что показывают эти факты и высказывания?
Ткачев резонансен. А мы знаем, что в медийном пространстве именно резонансные вещи больше всего играют на популярность тем, кто их подает. Когда все согласны – это тускло и малопопулярно. А когда буря противоречивых чувств, тогда…Вот тут-то и срабатывает Ткачев.
Заключение.
Я мало слушаю Ткачева. Пропаганду не люблю, продавать и сам могу, а христианского в нем мало нахожу.
Замечу свое личное мнение: через такого человека я не смог бы прийти ко Христу Живому. Мне «продали» бы другого Христа: в камуфляже, грубого и смутьяна. И это был бы фальшивый Христос. Живой Другой. Ему верю.
К счастью среди священников, монахов и святых есть много достойных кротких, смиренных, боголюбивых людей. Их христианскую праведность чувствуешь, ей восторгаешься, ей пытаешься подражать. Через них и надо открывать Живого Христа. Через Амвросия Оптинского, через Серафима Саровского, через Антония Сурожского и многих, многих других.
Что в них есть? Те христианские добродетели, о которых они проповедуют. Они сами являются ролевой моделью христианства. И это ценно.
А Ткачев, да, он есть. Он создан успешным проектом и поддерживает его (оправдывает надежды создателей), он поддержан и влияет на другую часть аудитории. Кому-то сейчас нравится. И потому он есть.
Придет другое время, дай Бог, будут востребованы другие миссионеры и священники. Пока же – время славы ткачевых. 3 фактора успеха, как написано выше, работают на это.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Подписывайтесь на канал.
Делитесь с друзьями
Приглашайте на канал.
Добра всем.