Батыево нашествие стало великим испытанием не только для половцев и русских, но и для мордовских племён.
В декабре 1237 года хан Батый разбил войско Рязанского князя Юрия Ингваревича и после недолгой осады взял и сжёг Рязань.
Редкие славянские поселения по течению Вороны перестали существовать, а оставшиеся мордовские племена попали в долгую зависимость от завоевателей. Впрочем, под монголо-татарским игом оказалась тогда вся Русь. Границей между Ордой и Русью по-прежнему оставалась река Ворона и Червлёный Яр.
Новые хозяева степных просторов не кочевали подобно половцам. Их экономика была построена на военных завоеваниях и на власти над покоренными народами, которые должны были выплачивать им дань. Поэтому ордынцы терпимо относились к последующему продвижению русских поселений на юг и со временем на Вороне вновь стали появляться русские городки.
Митрополит Русской Православной Церкви Феогност в своей грамоте, писанной спустя столетие после Батыева нашествия (между 1334 и 1353 г.), упоминает о существовании городищ по реке Вороне. Теперь они образовывали единую укрепленную линию для защиты от других степняков, доходивших до верховьев Хопра. Главную опасность среди них представляли ногайцы – тюркский народ, кочевавший между Волгой и Уралом.
После распада Золотой Орды они образовали свою, Ногайскую орду. Отсюда большая наезженная степная дорога вверх по правому берегу реки Вороны получила название «Ногайский шлях». Тут, по свидетельству летописцев, на окраинах молодого Московского государства в «Диком поле»,
«...нигде бо виде человека, токмо пустоши велия и зверия множество: козлы, лоси, волцы, лисицы, выдры, медведи, бобры … одинокие караулы сидели на дубах, высматривая в поле чернизину [черные тучи кочевников-степняков]».
Грамоты митрополитов Феогноста и Алексия(1334 и 1360 гг., соответственно) подтверждают, что на реке Вороне были устроены караулы и сторожы, наблюдавшие за перемещениями вражеской конницы. В эпоху святого благоверного князя Димитрия Донского наряду с рязанскими здесь встречаются уже и московские караулы. Напоминанием об этих сторожевых постах сегодня служит название села Караул в Инжавинском районе (бывшего Кирсановского уезда).
В XIV–XV вв. наш край находился в зоне активных экономических связей Рязанского княжества и Золотой Орды.
«Ногайский шлях» служил не только дорогой для стремительных набегов на Русь, но и важным торговым путём. Об этом свидетельствует найденный в 1851 году у села Вяжли Кирсановского уезда клад из 950 серебряных монет, запечатанных в кувшине. Отчеканены монеты были при ордынских ханах Узбеке и Джанибекев столицах Сарае и Сарай аль-Джедиде (близ Астрахани). Всё это говорит нам о том, что серебряная ордынская монета, называемая «данг», была основным средством платежа и накопления на Руси. Отсюда становится понятным и другое название Ногайского шляха – Ордобазарная дорога, то есть татарская торговая дорога из Астрахани на Москву.
Соседство с Золотой Ордой оказало огромное влияние на всю последующую историю Руси. Татары были связаны кровными узами со многими княжескими родами и довольно терпимо относились к Русской Православной Церкви и её представителям. Учитель и наставник известных церковных деятелей – преподобных Иосифа Волоцкого и Максима Грека преподобный Пафнутий Боровский был внуком крестившегося в православие татарского баскака.
Известно, что многие знатные ордынские баскаки также принимали христианство и становились владельцами порубежных угодий, с которых получали богатую дань. В их городках русские поселенцы ставили деревянные храмы и часовенки. Вероятно, были здесь и свои монашеские общины. Так, говоря об обилии курганов в Кирсановском районе, тамбовский краевед Иван Иванович Дубасов (1843–1913) указывал на один монастырь у села Рамза Вяжлинской волости Кирсановского уезда:
«Местные жители рассказывают, что на Чернецком кургане в старину были монастырь и кладбище. Может быть, это было в те времена, когда Кирсановская местность, по течению реки Вороны, называлась Червлёным Яром и служила границею между Рязанским княжеством и Ордою и между Рязанскою епархией и Сарскою (в XIV веке)…»
Так проходило постепенное заселение края русскими поселенцами. Несмотря на все опасности, которые таила в себе степь, земля эта притягивала к себе, её просторы казались необъятными и манили.
Продолжение следует...
По материалам "Краеведческих уроков" Центра библиотечного краеведения Автор: заведующий ЦБК ТОГБУК ТОУНБ Р.Ю. Просветов.