Найти в Дзене

1-я Самокатно-Мотоциклетная Бригада РККА

1-я Самокатно-Мотоциклетная Бригада  была сформирована в мае 1942 на основе 1-го Гвардейского Краснознаменного Мотоциклетного Полка. Командиром бригады стал командир полка, полковник Разгуляев. В состав бригады вошли: 1й Самокатный полк - 650 велосипедов, 1й Гвардейский Краснознаменный мотоциклетный полк, танковая рота в составе 6-ти танков т-34 и 10-ти легких танков т-60, артиллерийская и зенитная батареи, автомобильная рота снабжения. Эта бригада стала, по сути, последним крупным специализированным соединением Красной Армии в котором массово применялись велосипеды. Самокатные части неплохо зарекомендовавшие себя в Русской Императорской Армии во времена Первой Мировой Войны и просуществовавшие в РККА до первой половины 30 х годов были расформированы на волне тотальной механизации. Их история, материальная часть и причины расформирования заслуживает отдельных публикаций и вам еще предстоит их прочитать на нашем канале. В отличии от СССР многие Европейские страны и не только, включая

1-я Самокатно-Мотоциклетная Бригада  была сформирована в мае 1942 на основе 1-го Гвардейского Краснознаменного Мотоциклетного Полка. Командиром бригады стал командир полка, полковник Разгуляев.

Полковник Разгуляев Михаил Викторович. Комаднир 1-й Самокатно Мотоциклетной Бригады
Полковник Разгуляев Михаил Викторович. Комаднир 1-й Самокатно Мотоциклетной Бригады

В состав бригады вошли: 1й Самокатный полк - 650 велосипедов, 1й Гвардейский Краснознаменный мотоциклетный полк, танковая рота в составе 6-ти танков т-34 и 10-ти легких танков т-60, артиллерийская и зенитная батареи, автомобильная рота снабжения.

Эта бригада стала, по сути, последним крупным специализированным соединением Красной Армии в котором массово применялись велосипеды. Самокатные части неплохо зарекомендовавшие себя в Русской Императорской Армии во времена Первой Мировой Войны и просуществовавшие в РККА до первой половины 30 х годов были расформированы на волне тотальной механизации. Их история, материальная часть и причины расформирования заслуживает отдельных публикаций и вам еще предстоит их прочитать на нашем канале.

В отличии от СССР многие Европейские страны и не только, включая Германию, не спешили отказываться от боевого применения велосипедных соединений. Начавшаяся Вторая Мировая Война показала их безусловную эффективность.  Польская и Французская кампании Вермахта, Японский “Велосипедный Блицкриг” по захвату Малйазии, действия Финских и Немецких велосипедных частей в 1941 году на территории нашей страны заставляли задуматься.

Велосепедисты Вермахта во время операции "Барбаросса"
Велосепедисты Вермахта во время операции "Барбаросса"

Впрочем, думать начали несколько раньше. Велосипедные разведывательные роты вновь появились в некоторых частях РККА еще до начала Великой Отечественной. После начала войны в частях Московского и Ленинградского ополчения также были сформированы подразделения велосипедистов.

1-я Самокантно-мотоциклетная бригада стала логичным развитием этих шагов и неким экспериментом в ответ на успехи врага. 

Бригада формировалась в Подмосковье, в частности 1-й Самокатный Полк проходил обучение в районе Звенигорода. 

Мотоциклисты 1-ого Гвардейского Краснознаменного Мотоциклетного Полка.
Мотоциклисты 1-ого Гвардейского Краснознаменного Мотоциклетного Полка.

Автору пока не удалось найти точных данных о технике, состоявшей на вооружении Самокатного и Мотоциклетных полков. В книге Феськова В. И., Калашникова К. А., Голикова В. И. "Красная Армия в победах и поражениях 1941-1945 гг".. есть упоминание о вооружении Бригады преимущественно трофейной техникой, но в отчетах о потерях бригады упоминаются только мотоциклы М-72. В кадрах кинохроники 1-ого Гвардейского Краснознаменного Мотоциклетного Полка, снятых весной 1942 года, присутствует трофейное оружие, но мотоциклы также только М-72. В районе боевых действий бригады попадаются останки велосипедов МД-1 Московского и Пензенского велозаводов. Автор будет благодарен за любую информацию по этому вопросу.

Продолжение следует…