Немецкий генералитет накануне июня 1941 года находился в крайне самоуверенном состоянии. Высшие военачальники убеждали Гитлера в том, что кампания в 2 — 3 месяца приведет к краху Советского Союза.
После победы над Францией немцы «поверили в себя», а на это накладывалось презрительное отношение к славянам и коммунистическим идеям. Способность СССР к длительному сопротивлению даже не принималась в расчет.
Это потом уже немецкие военачальники начнут «пересматривать» свои взгляды. Но в 1941 году практически все они были уверены в быстрой и легкой победе.
Предполагалось, что Красная Армия будет полностью разгромлена в приграничных сражениях, после чего война превратится в «парадный марш».
Одно из немногих сомнений упомянул в своем дневнике генерал-фельдмаршал Федор фон Бок.
Именно этот военачальник станет командующим наиболее мощной группы армий «Центр», именно он в 1941 году попытается взять Москву, именно ему были подчинены танковые группы Гейнца Гудериана и Германа Гота.
Федор фон Бок имел славянские корни, а его родственники по «прибалтийской ветке» даже в свое время служили Российской империи.
Фон Бок являлся достаточно лояльным сторонником Гитлера в армии, даже после собственной отставки. А биографию его в итоге «прервала» в 1945 году британская авиация.
Фон Бок обладал очень солидным опытом: Первая мировая война (на которой он уже стал майором), потом — служба в рейхсвере. Федор фон Бок принимал активное участие в Аншлюсе Австрии, разгроме Польши, Франции, Голландии и Бельгии. Короче говоря, очень опасный был враг.
Может, и немудрено, что именно в его голове зародились некоторые, скажем так, сомнения. Впрочем, крайне осторожные:
«Я сказал, что мы обязательно разобьем русских, если они будут стоять на своих позициях и сражаться, но добавил, что не знаю, сможем ли мы даже при таких условиях принудить их заключить мир.
Фюрер ответил, что если их не принудит к этому захват Украины, а также падение Ленинграда и Москвы, то нам останется одно: продолжать наступление хотя бы только силами моторизованных корпусов вплоть до Екатеринбурга...» (с) Ф. фон Бок. Военные дневники. Запись от 1 февраля 1941 года.
В ту пору Екатеринбург назывался Свердловском, но немцев это вряд ли как-то волновало. Здесь любопытнее иное: обычно везде указывается, что немцы планировали выйти на линию «Архангельск-Астрахань»... как видим, Гитлер был готов зайти и дальше.
Более того, некоторые немецкие военачальники все-таки допускали мысль о том, что СССР будет продолжать сопротивление даже в случае больших территориальных и людских потерь. Даже при ситуации потери Ленинграда и Москвы (к счастью, этого не произошло).
Кстати, у многих это в голове реально не укладывалось, скажем, у начальника Генштаба Франца Гальдера.
Уже летом 1941 года он будет возмущенно писать в своих дневниках о том, что окруженные советские бойцы продолжают сопротивление, даже находясь в глубоком тылу. И о том, что, оказывается, у Красной Армии есть резервы... чего немецкие генералы в своих планах как-то вообще не предусмотрели.
В любом случае, Федор фон Бок не стал настаивать на своих «догадках», это был лишь «миг сомнения». Который Гитлер попытался развеять ещё и вот такой бравадой:
«Убежден, что наше наступление сметет их подобно урагану...»
Позднее уже и Гитлер начнет делать несколько иные заявления... но об этом в другой раз.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!